Posted 24 ноября 2003,, 21:00

Published 24 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Сергей ПАШИН

Сергей ПАШИН

24 ноября 2003, 21:00
Проигравшиеся судьи

Чиновники, депутаты, а также владельцы заводов, газет и пароходов разыгрывают места в Государственной Думе, губернаторские и мэрские кресла. На кону легкие заработки, большие прибыли, близость к начальственному сапогу, словом, жизнь безбедная и увлекательная. Свои ставки делают и председатели судов, разбирающие жалобы кандидатов и представления избирательных комиссий.

Судебные решения стали важным инструментом предвыборной борьбы и одновременно вкладом в грядущее благосостояние жрецов Фемиды. Как показывает опыт, поддержка, оказанная судьями кандидату, пришедшему впоследствии к власти в регионе, позволяет им рассчитывать на весомые подачки из местного бюджета. А руководители судов, «не угадавшие мелодию» и упорствующие в своих пристрастиях, порою вынуждены покидать свои кресла под давлением мстительных политиков. Но завсегдатаи казино знают, что адреналин важнее сорванного куша. Проигравшиеся судьи получают не только острые ощущения, они обретают опыт, который отбивает у них вкус к излишне азартным играм и прививает любовь к играм коммерческим, неспешным и верным.

Десять лет назад, когда в Белом Доме на Краснопресненской набережной пахло гарью, а проект Конституции РФ еще лежал, как искромсанный пациент, на прозекторском столе начальника Государственно-правового управления, в Конституционном суде царило уныние. Провалились попытки его председателя г-на Зорькина встать над схваткой президента Бориса Ельцина и спикера Руслана Хасбулатова. Достигнутые при посредничестве главы КС соглашения между сторонами приказали долго жить.

Между тем на первых порах все складывалось как нельзя лучше. К мнению Конституционного суда прислушивались, его сотрудников баловали. В разгар рассмотрения пресловутого «дела КПСС» президент – ответчик, чьи указы о запрете коммунистических организаций и национализации партийного имущества оспаривались, поощрил судей КС присвоением высшего квалификационного класса. Секретным пунктом распоряжения от 31 июля 1992 г. их жалованье было повышено на 30 процентов. Против этой нравственно сомнительной акции высказалась лишь одна судья КС, и то в газете, а не возле кассы.

Но к осени бурного 1993 года запасы пряников в президентской администрации истощились. Конституционный суд, пытавшийся, присвоив себе права рефери, развести по углам двух боксеров-тяжеловесов, получает нокаут. Президент 7 октября 1993 года запрещает дальнейшую деятельность КС с убийственной формулировкой: «КС оказался в глубоком кризисном состоянии. Дважды в течение 1993 года КС РФ своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны».

Козел отпущения вернулся из небытия только через полтора года, уже без иллюзий и с отменным инстинктом самосохранения. Теперь судьи КС уверяют, что они никогда не порицали (во всяком случае, официально) расстрела парламента: ведь их негативное мнение не было документально оформлено в виде постановления. Они, использовав ряд нехитрых оговорок и уверток, благословили «применение всех необходимых мер» в Чечне. Однажды объявив существовавший порядок заключения под стражу неконституционным, КС согласился тем не менее с его сохранением на протяжении 6 месяцев. В конце этого срока Государственная Дума увеличила предельный срок содержания граждан под стражей с 18 месяцев до 2 лет. Многие принятые во имя торжества демократии и гуманности решения КС имеют крошечный недостаток: они отнюдь не улучшают участь жалобщиков, доверившихся суду. Зато практически ежегодно, а то и по нескольку раз в год, исполнительная власть под сурдинку наделяет судей и аппаратчиков КС дополнительными льготами и привилегиями. Тысячи российских судей, каждый из которых рассматривает в квартал дел больше, нежели судья КС за всю его карьеру, горько усмехаются, читая в законе, будто «Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией».

Зеленое поле политических игр оборачивается для бедных и слабых трясиной. Не всех утонувших в грязи вытаскивают за волосы на сухую кочку и дают обогреться под кремлевскими звездами. Так стоит ли нам, коллеги, даже в период выборов, углубляться в политику более чем на толщину подошвы?

Автор – заслуженный юрист РСФСР, федеральный судья в отставке.

"