Posted 24 августа 2005,, 20:00

Published 24 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Наказание без преступления

Наказание без преступления

24 августа 2005, 20:00
Вчера представители Госавтоинспекции в очередной раз заявили о необходимости повышения штрафных санкций для нарушителей правил дорожного движения. По мнению руководства ГАИ, эта мера поможет нормализовать обстановку на российских дорогах. Однако статистика говорит, что ужесточение наказания никак не влияет на уровень а

Заявление Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (бывшего ГАИ и ГИБДД) было обнародовано вчера, накануне открытия Всероссийской конференции «Обеспечение безопасности дорожного движения», которая состоялась в Академии госслужбы при президенте РФ. «За полгода в России произошло почти 87 тыс. автоаварий, в которых 12,3 тыс. человек погибли и 106,7 тыс. получили травмы, – сообщили в ДОБДД. – Львиная доля ДТП по-прежнему происходит по вине водителей, грубо нарушающих правила».

Представители ДОБДД тут же предложили пути решения проблемы. И хотя среди них оказались и такие пункты, как «обучение детей правилам дорожного движения, качественная подготовка водителей, содержание дорожной сети», упор сделан на ужесточение наказаний для «злостных правонарушителей».

«Эта практика приносит неплохие результаты. После того, как за вождение в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования стали лишать прав, число ДТП по вине пьяных водителей снизилось на четверть», – утверждают в Госавтоинспекции.

Уже 6 лет ГАИ только ужесточает штрафы.

Независимые эксперты согласны с тем, что за отдельные виды нарушений нужно повышать штрафы. Но при этом предлагают отнять эту функцию у ГАИ.

«Повышать штрафы необходимо, по одной простой причине – штраф в 50 рублей не может простого российского водителя чему-либо научить, – считает президент коллегии правовой защиты прав автомобилистов Виктор Травин. – Но я против того, чтобы штрафы собирали сотрудники ГАИ. Я за то, чтобы из взаимоотношений водитель – государство вообще исключить такое звено, как ГАИ. В Финляндии есть специальная комиссия, которая рассматривает штрафы, она оценивает материальное положение нарушителя и оценивает тяжесть совершенного преступления. И выносит вердикт – наложить малоимущему штраф в 1,5 доллара, а если он «многоимущий», то штраф – в несколько тысяч долларов. По моему мнению, необходимо повысить штрафы за проезд перекрестка на красный сигнал светофора, за вождение в нетрезвом виде, за переезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора. Нужно еще увеличить ответственность за превышение скорости, но при этом увеличить максимально допустимую скорость в городе. Нельзя наказывать за мелочь, но за серьезное правонарушение нужно карать по полной».

Кстати, еще год назад «НИ» писали о том, что ужесточение наказания никак не влияет на аварийность на отечественных дорогах. Статистика позволяет оспорить утверждения милицейских начальников. Так, после отмены системы штрафных баллов уровень аварийности снизился на 20%: если в 1990-м этот показатель составлял 21,1 пострадавшего на тысячу автомобилей, то в 1992-м он снизился до 17,5. Когда восстановленные в 1993 году баллы отменили в 1999-м, вновь никакого роста аварийности не произошло, она осталась на уровне 8,4–8,7 пострадавших на тысячу автомобилей.



НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТОЛЬКО УЖЕСТОЧАЮТ

22 июля 2005 года с половины до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) повышены штрафы за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Кроме того, за это нарушение водитель теперь может быть лишен права управлять транспортным средством на срок от одного до трех месяцев. Штраф за установку заведомо подложных госзнаков повышен с 5–10 до 150–200 МРОТ. За управление машиной с заведомо подложным знаком можно лишиться прав на срок от полугода до года. Штраф за самовольную установку спецсигналов повышен с 1–3 до 25 МРОТ. В таком же размере впервые введен штраф за самовольное нанесение на машины опознавательных знаков экстренных служб. Управляющий машиной с самовольно установленными сигналами или знаками экстренных служб может лишиться прав на срок от полугода до года, а в ряде случаев и до полутора лет.

21 марта 2005 года с 3–5 до 7–10 МРОТ был повышен штраф за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления автомобилем. Если же за вождением будет задержан гражданин, лишенный водительских прав, то на него может быть наложен штраф 10–15 МРОТ, вместо 5–8, предусмотренных ранее. Исчезла возможность уплаты штрафа (10–20 МРОТ) за отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Теперь за это лишают прав на срок от полутора до двух лет.

28 июля 2004 года сотрудники ГИБДД были лишены возможности налагать штраф (в размере 10–20 МРОТ) на водителей, управляющих транспортным средством в пьяном виде. Теперь для них предусмотрено исключительно только лишение водительских прав на полтора-два года.

25 апреля 2002 года введен штраф в 3 МРОТ за управление транспортным средством без полиса ОСАГО.

"