Posted 24 июля 2011,, 20:00

Published 24 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:21

Updated 8 марта, 06:21

Дорога как память

Дорога как память

24 июля 2011, 20:00
Неожиданное открытие сделали в конце минувшей недели рабочие, укладывавшие плитку на одной из улиц в центре Москвы. При снятии асфальта обнаружилось, что в качестве бордюрного камня использовался камень надгробный. Находка вызвала бурное обсуждение в Рунете: блогеры возмущались «нецелевым» использованием плиты и перечи

В Москве продолжаются активные работы по замене асфальта на тротуарную плитку. На прошлой неделе облагораживали улицу Большая Полянка. Когда бордюрный камень был снят, обнаружилось, что он представляет собой солидный кусок могильной плиты, на которой еще можно различить имя усопшего и даты его жизни. Уже спустя пару часов после изъятия камень вернулся на прежнее место. Как пояснил «НИ» сотрудник пресс-службы ГУП «Ритуал» Роман Литвинов, использование могильных плит для бытовых нужд было в столице обычным делом: «В середине прошлого века сносились многие кладбища, и тогда же надгробия использовались при постройке дорог и метрополитена». В частности, «надгробные» бордюры есть в Сокольниках, на Тверском бульваре, на Новой Басманной улице, в парке за Вадковским переулком. Оставшийся камень также нередко измельчали в щебенку.

По словам г-на Литвинова, кладбища сносили с целью освобождения территории, а также для того, чтобы новое советское поколение забывало свое прошлое, известных культурных деятелей старого времени. «Советские власти уничтожали храмы, чтобы заменить один культурный код другим, – добавляет координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. – Я лично думаю, что надгробиям место либо на кладбище, либо в музее». Как пояснила «НИ» координатор «Архнадзора» Юлия Мезенцева, «осколки могильных плит следовало бы демонтировать с улиц столицы, если существует такая возможность. Вероятнее всего, рабочие просто не оценили находку по достоинству». В отличие от аналогичной «могильной» находки, сделанной при реконструкции проезжей части на Восточной улице несколько лет назад. Отследить «последний путь» камней оказалось легко: неподалеку находится храм Рождества Богородицы в Старом Симоново.

Кладбище при храме было уничтожено еще в советские времена, а церковь отдали под производственные помещения завода «Динамо». Сознательные рабочие отнесли обнаруженные плиты в храм. Сейчас вдоль стены, отделяющей храм от заводской территории, выстроены остатки этих надгробий, на многих сохранились надписи.

Между тем обновляемые дороги не дают покоя не только ценителям московской старины, подтверждая в очередной раз прописную истину, что даже самую благую идею легко опорочить «эффектом исполнителя». Так, жители домов по Большому Сухаревскому переулку которую уже ночь не могут заснуть из-за того, что работы по замене асфальта на плитку ведутся по ночам. Разъяренные москвичи даже перекрыли дорогу своими машинами и вызвали полицию. Впрочем, стражи порядка встали на сторону ремонтников, у которых оказалось разрешение на ночные работы. Как отмечают юристы, работы в ночное время не находятся вне закона, но только при условии, что соблюден ряд условий. «Любое предприятие может работать круглосуточно, в том числе строительные компании, – говорит «НИ» юрист Захид Мамишов. – Однако должны быть приняты все меры, чтобы работы не были шумными». «Строительные работы действительно могут проводиться ночью, но не в черте города, – пояснила «НИ» адвокат Ирина Исакова. – Ночью можно реконструировать трассы, чтобы избежать пробок. Вблизи жилых домов работы можно проводить с семи часов утра до одиннадцати вечера, кроме выходных».

"