Posted 24 февраля 2010,, 21:00

Published 24 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Ксенонофобы из ГИБДД

Ксенонофобы из ГИБДД

24 февраля 2010, 21:00
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ объяснил автовладельцам, чем им грозит установка ксеноновых ламп вместо ламп накаливания. Нарушителей будут лишать водительского удостоверения на срок до года с конфискацией световых приборов. Эксперты уверены, что подобная мера будет на руку лишь м

Перед праздниками на сайте ГИБДД России появилось разъяснение «об использовании ксеноновых фар». Если в фаре, предназначенной для лампы накаливания, будет найден ксенон, автовладельца ждет лишение прав. Ссылаясь на заключение ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (НИИАЭЭ), ведомство объясняет автомобилистам, что «самопальные» ксеноновые фары нарушают условия обеспечения безопасности дорожного движения по целому ряду физических и технических факторов. Поэтому в ГИБДД считают, что подобный тюнинг, популярный среди российских водителей недорогих автомобилей, следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов. За управление автомобилем с «колхозным ксеноном», как называют его сами автолюбители, суд будет наказывать лишением прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией световых приборов – по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации). Если изъятие ламп на месте, например, в темное время суток, может повредить движению, то на фонари накладывают арест в порядке, предусмотренном Административном кодексом. До устранения нарушений водитель будет вынужден ходить пешком, а с его «железного коня» снимут государственные регистрационные знаки.

Документ ГИБДД вызвал вчера бурную реакцию со стороны общественности и СМИ. Корреспондент «НИ» попыталась узнать, с какого именно дня официально действуют нормы, о которфх идет речь в этом документе. Вполне понятный и разделяемый тысячами автовладельцев интерес. Однако в пресс-службе ГИБДД РФ нам не ответили, попросив прислать запрос (что мы и сделали) и тем самым, по сути, развязав руки своим сотрудникам для возможных злоупотреблений.

Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин пояснил, что опубликованное разъяснение – лишь сигнал к тому, чтобы повсеместно применять уже имеющиеся правила. «Эта норма существует давным-давно, – утверждает г-н Кузин. – Просто до определенного момента она редко применялась в большинстве регионов».

Например, в Татарстане хозяева автомобилей с самодельными ксеноновыми лампами активно преследуются уже более года. По словам Владимира Кузина, это не значит, что ГИБДД объявляет войну любым проявлениям гаражного тюнинга. Нелицензированные системы прямого выхлопа, а также обвесы и бамперы нестандартной формы подвергаться тотальным проверкам не будут.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что письмо НИИАЭЭ, на которое ссылаются в ГИБДД, было направлено еще летом 2009 года. «Почему в течение полугода гаишники не могли довести до сведения водителей всю информацию по данному вопросу, – удивляется в беседе с «НИ» эксперт. – У людей в это время снимали световые приборы, ничего не объясняя. Получается, было выгодно, можно взятку получить». Наш собеседник замечает, что сотруднику ГИБДД будет сложно определить на глаз, подходят ли лампы фарам. «Он же не эксперт, а на многих световых приборах маркировка располагается сзади, – говорит «НИ» г-н Травин. – Получается, гаишник может остановить любого водителя для проверки, сказав, что он сомневается в «законности» фар, мол, «оттенок света не тот». В итоге, чтобы проверить данные, придется раскручивать фары, на операцию может уйти час времени. «Перед водителем возникнет дилемма: терять время или дать взятку», – резюмирует эксперт.

На этом фоне возникает еще одна проблема. Виктор Травин напоминает, что сейчас в магазинах продается множество ксеноновых ламп, получивших сертификат соответствия. «Часть из них не указана в списке официально разрешенных ламп. Вопрос: почему они были допущены к применению? – спрашивает эксперт. – Кому верить – ГИБДД или службе, выдававшей сертификаты?» По мнению г-на Травина, «у ГИБДД нет статистики, подтверждающей опасность указанных лампочек, и мера в виде лишения права управления совершенно не оправдана». «Умозрительное заключение: лампочка неправильна, значит, она опасна, – рассуждает эксперт. – При этом государство, само разрешающее продажу подобных ламп, фактически провоцирует водителей на их приобретение и создает армию заведомых нарушителей». Единственно верным выходом из сложившейся ситуации правозащитник считает полный запрет на продажу ламп, не соответствующих ГОСТу.

"