Posted 24 января 2007,, 21:00

Published 24 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Заводские университеты

Заводские университеты

24 января 2007, 21:00
На днях депутат Госдумы Алексей Чернышов предложил реорганизовать отстающие, непопулярные среди молодежи вузы в ПТУ и техникумы. Эксперты отмечают, что идея, мягко говоря, абсурдная, но она вполне может претвориться в жизнь.

Дело в том, что недостаток квалифицированных рабочих провозглашен чуть ли не самой главной проблемой трудового рынка страны. Чтобы возродить лежащую в руинах систему ПТУ и колледжей, чиновники и депутаты готовы на все: от сокращения бесплатных мест в вузах до переквалификации их самих. В этой гонке власти как будто забыли, что в стране не хватает не только квалифицированных рабочих, но и ученых, специализирующих на химии, физике, информационных технологиях, а также врачей и библиотекарей. Факультетам, готовящим таких специалистов, не только не помогают, но даже и мешают.

Радикальное предложение депутата Госдумы вызвало большой резонанс. Эксперты от образования были буквальны шокированы. «Технически невозможно реорганизовать вуз в ПТУ, – рассказал «НИ» проректор одного из столичных институтов, пожелавший сохранить инкогнито. – Это совершенно разные вещи. Кроме того, абсолютно не ясно, как можно определить непопулярные и, так сказать, отстающие среди молодежи вузы? Мода переменчива. Сегодня, например, на географа идти никто не хочет, а завтра ветер переменится, и все захотят. Но главное – то, что эти отстающие, испытывающие системный недобор вузы как раз и нужно поддерживать, а не закрывать. Непопулярные факультеты готовят в большинстве своем специалистов, которых не хватает».

Несмотря на абсурдность ситуации, эксперты не исключают, что подобная идея может рано или поздно получить законодательное подтверждение. Несколько в ином виде формула «возрождать ПТУ за счет сокращения вузов» уже витает в воздухе.

Так, например, в этом году число бюджетных мест в вузах будет сокращено на 15%. Официальные причины обозначены вполне корректно. «Это происходит по двум причинам, – рассказал «НИ заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы Сергей Колесников. – Во-первых, по закону должно быть 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения, тогда как сейчас 210. А во-вторых, необходимо учесть, что сейчас в вузы поступают люди, родившиеся в период демографической ямы».

Однако есть и другая, более похожая на правду версия. Так, директор департамента экономики и финансов Минобразования Александр Петров не раз заявлял, что в последнее время наблюдается переизбыток специалистов по таким направлениям, как экономика, юриспруденция, педагогика, филология, социология. Зато в стране не хватает профессионалов со средним специальным образованием – наладчиков, слесарей, рабочих разных категорий. Стимулировать интерес к вышеперечисленным специальностям чиновники решили с помощью увеличения бюджетных мест в федеральных ПТУ и колледжах в среднем на 2%.

Если бюджетных мест в вузе будет меньше, часть небогатых студентов, возможно, и поступит в ПТУ. А если сократится количество вузов, то в ПТУ хлынет широкий поток. Такова, по мнению экспертов, логика чиновников. «В нашем вузе уменьшилось количество бюджетных мест, но это госзаказ, а не инициатива руководителей института, – рассказал «НИ» проректор по учебной работе МГСУ Михаил Самохин. – В этом году мы намерены отстаивать число бюджетных мест, которые были в прошлом году. Мы понимаем, к чему могут такие меры привести. Государство же дает команды сокращать бюджетные места, так как сокращение этих мест позволит потом, с уменьшением размера вузов, сокращать число самих вузов».

Никто не спорит: проблему нехватки квалифицированных рабочих срочно нужно решать. О дефиците слесарей, сантехников, токарей, фрезеровщиков и столяров знают не понаслышке во всех регионах России. Система ПТУ действительно находится в упадке. Из-за отсутствия интереса у молодежи многие средне-специальные учреждения вынуждены были переквалифицироваться. Проблема есть. Но ее ни в коем случае нельзя решать за счет вузов, убеждены эксперты. Российской высшей школе самой еще нужно помогать. В погоне за спасением

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

ПТУ власти как-то забыли о том, что рынок труда испытывает дефицит не только в квалифицированной рабочей силе, но и в специалистах с высшим образованием. Стране также катастрофически не хватает библиотекарей, врачей, инженеров, физиков. А недавно ректор МГУ обратил внимание и на то, что в ближайшие годы «мы столкнемся с нехваткой специалистов в области высоких технологий».

Однако эту проблему чиновники предпочитают упорно игнорировать. «Студентов на эти факультеты сейчас никто привлечь не стремится, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Да и кто будет этим заниматься? Федеральной целевой программы по развитию непопулярных, но необходимых специальностей сейчас нет. Львиная доля денег отправлена на реализацию единого государственного экзамена».

Эксперты убеждены, обе проблемы нужно решать комплексно и одновременно, никому не отдавая особого предпочтения. Есть гораздо более эффективные способы. «Выходом из ситуации может стать лишь тесное сотрудничество между работодателями и учебными заведениями, – заявил «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – К примеру, сейчас многие крупные российские холдинги создают свои вузы и профессиональные училища. Там они готовят именно тех специалистов, которые нужны их компаниям».

«Для того чтобы привлечь студентов на непопулярные специальности, надо повысить их престиж. Сейчас стало просто непрестижным идти в науку или производство, – убежден Сергей Комков. – Для изменения ситуации нужен комплекс мер, причем не только со стороны Министерства образования и науки, но и со стороны Министерства экономического развития. Необходимо создавать соответствующие телевизионные передачи, снимать фильмы. При этом нужно ужесточать условия приема, к примеру, на экономические факультеты и снижать проходной балл на инженерных специальностях. Но самое главное – выпускник должен четко знать, где он сможет работать и иметь высокую зарплату. Только тогда удастся привлечь специалистов в эти отрасли».

Вузы в Швеции теряют популярность

Как показывают ежегодные опросы старшеклассников, рабочие специальности находятся в самом низу списка престижных профессий. Вместе с тем большинство молодых шведов совсем не стремятся получить высшее образование. Это долго, муторно и стоит больших денег. Хотя обучение в вузах бесплатно, львиная доля студентов вынуждена брать учебную суду под проценты. Деньги идут на еду и аренду жилья. Как правило, молодой специалист выходит из стен института с долгом в 50 тыс. долларов. «Какой смысл сушить мозги, чтобы лет в тридцать, наконец, встать на ноги и получать зарплату, которая лишь на треть больше того, что платят в сфере малоквалифицированного труда?» – так рассуждают многие шведские старшеклассники и, закончив среднюю школу, ищут «непыльную» работу. Секретарши, менеджеры низшего звена, конторские служащие, полицейские – вот диапазон привлекательных профессий для молодежи, отказавшейся грызть гранит науки после школы.
В эту категорию не попадают специальности, востребованные на рынке труда. Это промышленные рабочие, строители, водители, младший медперсонал, воспитательницы детских садов, а также люди, ухаживающие за стариками и инвалидами.
Нехватку персонала в этих областях Швеция восполняет двумя способами. Биржа труда организует курсы подготовки для безработных, от которых с этого года под угрозой лишения пособия нельзя отказаться.
Еще один источник пополнения рядов представителей непопулярных профессий – страны Восточной Европы и Балтии, недавно вступившие в ЕС. Швеция, наряду с Ирландией и Великобританией, отказалась от переходного периода в приеме на работу граждан восточноевропейских государств. Поэтому тысячи поляков, латышей и словаков сегодня работают там, куда не хотят идти коренные шведы.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"