Posted 22 декабря 2003,, 21:00

Published 22 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Засада

Засада

22 декабря 2003, 21:00
Вчера премьер РФ Михаил Касьянов утвердил правила помещения автомобиля на штрафную стоянку. Сделано это вполне своевременно. Дело в том, что через 9 дней, то есть с 1 января 2004 года, эти правила начнут распространяться на всех российских автовладельцев. Точнее, на тех, кто не успеет застраховать машину. Сотрудники ГИ

Формально штраф за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности составляет 5–8 минимальных размеров оплаты труда или 500–800 рублей. Причем сотрудникам ГАИ поручено налагать штраф «исходя из социального положения автовладельца». То есть если вы едете на «Оке», штраф составит 500 рублей, на «Мерседесе» – 800 рублей, а какая-нибудь незастрахованная «девятка» – рублей 600–700.

Но это еще не самое страшное. Заплатив штраф, водитель должен будет оставить машину у поста ГИБДД и бегом помчаться в ближайшую страховую компанию за полисом. А за машиной приедет эвакуатор и отвезет ее на штрафную стоянку. Водитель сможет забрать свой автомобиль-заложник только после того, как предъявит полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и заплатит за услуги эвакуатора. Стоимость этих «услуг» в каждом регионе своя. Адвокат Леонид Ольшанский утверждает, что москвичу они обойдутся примерно в 3 тыс. рублей. А если гражданин не купит полис в течение дня, за каждые последующие сутки пребывания его машины на штрафной автостоянке ему придется доплачивать еще по 350 рублей.

Угроза нависает даже над самыми законопослушными водителями. Если вы забудете взять с собой купленный полис, вас оштрафуют точно так же, как и того, кто его покупать и не думал. «Вы же не выходите из дома без ботинок, не садитесь в машину без ключей. А как вы поедете без полиса?» – разъяснила «НИ» ситуацию сотрудница пресс-службы Управления ГИБДД ГУВД Москвы, не пожелавшая назваться. Причем создавать собственную компьютерную базу данных, чтобы на месте отличать «забывчивых» водителей от незастраховавшихся, в ГИБДД не собираются. И единственным доказательством покупки полиса будет только сам полис.

Опасно обманывать государство, купив страховку на полгода за 70% тарифа и ездить с ней круглый год. Уличенного автовладельца ждут штраф в 300 рублей и опять-таки выкуп машины со штрафной стоянки после оформления полиса на «сэкономленные» месяцы. Оштрафуют автовладельца и за передачу управления человеку, не вписанному в страховой полис.

В России зарегистрировано около 30 млн. автомобилей. К концу минувшей недели полисы ОСАГО приобрела лишь четверть российских автовладельцев. Даже с учетом того, что, по оценке Российского союза автостраховщиков, реально по дорогам страны ездит не более 24 млн. машин, подавляющее большинство водителей с 1 января следующего года рискуют стать «добычей» инспекторов ГИБДД. Причем именно с 1 января. Почему-то кажется, что гаишники начнут ловить автовладельцев прямо в новогоднюю ночь.

Многие из тех, кто не оформил страховку, понадеялись на депутатов Госдумы, которые в середине октября приняли в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, переносящие начало взимания штрафа за отсутствие полиса с 1 января на 1 июля 2004 года. Но депутаты в пылу предвыборной борьбы о поправках забыли. Теперь их судьбу будет решать новая Государственная дума. Но фракция, обладающая в ней абсолютным большинством, выступала в свое время категорически против этих поправок.

Все это говорит о том, что в ближайшие месяцы из карманов российских автовладельцев в карманы страховщиков перейдет примерно 1 млрд. долларов. Московским водителям страховка обойдется в среднем в 130–150 долларов, жителям провинции в 70–90, а владельцам малолитражек из маленьких поселков – в 30–40 долларов. В то же время автоматически получить выплаты в случае, если машина пострадает в ДТП, удастся далеко не всем. Хотя закон обязывает страховщиков расплатиться в течение 15 дней с момента получения соответствующих документов, но опрошенные «Новыми Известиями» адвокаты не исключают ситуацию, когда страховая компания под предлогом, что ДТП совершено умышленно, откажется возмещать ущерб. Тогда автовладельца ожидают долгие судебные разбирательства. А в случае, если виновник ДТП скрылся или оказался незастрахованным, выплату пострадавшему обязаны произвести из специального гарантийного фонда, который сформируют из отчислений страховых компаний. Однако выплаты из этого фонда начнутся лишь 1 июля 2004 года, то есть еще через полгода.

"