Posted 22 января 2009,, 21:00

Published 22 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

Коттедж за полцены

Коттедж за полцены

22 января 2009, 21:00
В последнем месяце 2008 года жилая недвижимость в Москве официально подешевела – в среднем на 2–6% без учета разнообразных скидок и дисконтов. Казалось бы, в сложившейся ситуации цены на загородные дома в Подмосковье просто обязаны были упасть. Но этого не случилось де-факто. Только отдельные девелоперы изменили цены в

Первые проблемы с реализацией домов и таунхаусов у девелоперов появились в сентябре: рост цен прекратился, объемы продаж начали сокращаться. Уже с середины лета продавалось в среднем 1,5 объекта на 1 подмосковный поселок. Самым кризисным месяцев оказался октябрь, когда объемы продаж сократились в 6–8 раз – стагнация рынка налицо. Впрочем, некоторые аналитики не склонны связывать замедление темпов продаж и роста цен с кризисом. «Скидки объявляли еще до кризиса те, у кого не шли продажи, – считают в одной из девелоперских компаний, работающих в сегменте поселков бизнес- и премиум-класса. – В сегменте коттеджей стоимостью более 1 млн. долларов еще год назад мы фиксировали остановку цен. Рынок остановился не из-за кризиса, а из-за того, что появились объекты, не соответствующие заявленному классу и предлагающиеся по завышенным ценам».

Но большинство участников рынка все же видят первопричину падения спроса на загородное жилье и замедления темпов роста цен именно в кризисе.

«В условиях финансового кризиса цены на недвижимость не упадут, но динамика их роста замедлится. Стоимость участков с подрядом повысится не более чем на 10% в течение года, земля поднимется в цене максимум на 15%. Если в прошлом году прогнозировался рост цен от 25 до 40 % по разным сегментам загородной недвижимости, то сейчас мы рекомендуем девелоперам закладывать очень невысокие темпы роста», – говорит исполнительный директор компании Blackwood Мария Литинецкая.

«Снизилась активность покупателей, и в итоге за последние два месяца загородный рынок упал на 30–40%. Спрос на дома бизнес-класса снизился на 20–30%, на дома премиум-класса – на 50–60%, – считают в компании Vesco Group. – Если же говорить про цены, то они не упадут. Городская и коммерческая недвижимость будет терять в цене, а загородное жилье нет. Загородный рынок более устойчив к кризису».

Только отдельные девелоперы заявили о снижении цен, большинство же продавцов заняли выжидательную позицию. Возможно, игроки рынка пытаются не создавать панических настроений и маскируют уже начавшееся реальное падение цен специальными предложениями, акциями и скидками. Так, некоторые продавцы сегодня предлагают покупателям домов в качестве подарка малогабаритную квартиру в том же поселке.

Что касается скидок, то не нужно стесняться их просить, даже если продавец ничего не предлагает сам. Торг сегодня вполне уместен и оправдан. Хорошие скидки предоставляются в крупных строящихся поселках, так как они сильно заинтересованы в постоянных продажах. Фактически, каждый покупатель имеет возможность получить дисконт в размере трети стоимости домовладения – все зависит от его настойчивости и целеустремленности. А также от того, насколько остро девелопер нуждается в деньгах. Сговорчивости продавцов способствует и избыток предложения. По разным оценкам, в настоящее время объем первичного предложения составляет порядка 13 тыс. объектов, что превышает нынешний платежеспособный спрос. Покупательская способность населения ощутимо упала в последние месяцы: увольнения, снижения и задержки с выплатой зарплат, рост цен заставляют людей корректировать свои планы и откладывать покупку дома. Особенно сильно спрос упал на объекты бизнес-класса – на 60% и более. По мнению большинства аналитиков, продавцы будут завлекать покупателей скидками до весны 2009 года. А потом, если ситуация на рынке не нормализуется, о снижении цен на 25–30% официально объявит большинство компаний.

Испытание трудными временами выдержат далеко не все. Кризис расставит многих по своим местам, но покупатель от коррекции только выиграет. Ведь на рынке останутся самые надежные и наиболее опытные девелоперы, с которыми можно иметь дело.

«Убрав с рынка слабых игроков, кризис даст возможность потребителю покупать более безопасные объекты, – считает Мария Литинецкая. – Исчезнут проекты с непонятной документацией, с непрозрачными схемами, и у потребителей отпадет необходимость нанимать специальных юристов и переплачивать комиссию риелторским компаниям для того, чтобы иметь гарантию, что выбранный проект будет достроен».

Многие видят в кризисе возможность сделать рынок более цивилизованным, повернуть его в сторону клиента. Те поселки, цены на дома в которых до кризиса были сильно задраны, или класс которых был завышен, займут наконец-то свое место. У покупателя появится возможность рассматривать адекватные предложения, качество которых соответствует цене.

Основной спрос сейчас приходится на дома «под ключ» на вторичном рынке, и в поселках, строительство жилья в которых завершено или находится в завершающей стадии, где риск потерять инвестиции из-за заморозки проекта минимален. В условиях нестабильности покупатели пытаются сохранить свои сбережения, а загородная недвижимость в ликвидном поселке – оптимальная альтернатива для защиты своих сбережений, полагают специалисты.

"