Posted 21 сентября 2004,, 20:00

Published 21 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Экс-полковник на волю не хочет

Экс-полковник на волю не хочет

21 сентября 2004, 20:00
Вчера вечером бывший полковник Юрий Буданов отозвал свою просьбу о помиловании. Этим способом он решил проблему, которую сам же так нескладно и несвоевременно поставил перед Владимиром Путиным.

Тема возможного помилования Буданова была встречена резкой критикой как в Чечне, так и по всей России. Вчера в Грозном прошел многотысячный митинг протеста против решения комиссии Ульяновской области о помиловании полковника, осужденного в 2003 году за похищение и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Собравшиеся приняли обращение в адрес Владимира Путина, в котором просят не допустить выхода Буданова на свободу. Однако президент теперь может не отвечать на это послание. За него это сделал сам полковник.

Напомним, 16 сентября этого года сначала комиссия по помилованию Ульяновской области удовлетворила ходатайство полковника Юрия Буданова. А потом уже губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов утвердил решение комиссии, после чего документ был направлен в администрацию президента.

Однако в понедельник вечером в дело вмешалась прокуратура Ульяновской области, которая направила Шаманову представление «по делу Буданова», в котором говорится, что в ходатайстве о помиловании полковника не были учтены некоторые важные обстоятельства. Прежде всего непродолжительный срок отбывания наказания Будановым в исправительном учреждении Ульяновской области «не позволяет сделать вывод об искреннем раскаянии осужденного. На данный момент Буданов отбыл менее половины срока осуждения (4 года 5 месяцев и 24 дня), что явно недостаточно для исправления». Также, отмечается в представлении, изложенные комиссией по помилованию в ходатайстве сведения противоречат данным психологического портрета осужденного, в соответствии с которым у последнего «возможны агрессивные вспышки с дальнейшими переживаниями морально-этического плана».

Не было учтено также то обстоятельство, что по решению Северо-Кавказского суда, признавшего Буданова убийцей Эльзы Кунгаевой, осужденный должен был возместить родным убитой материальный ущерб в размере 380 тысяч рублей. Однако к настоящему времени Буданов заплатил Кунгаевым только 11 тысяч.

В связи с этими обстоятельствами прокуратура предложила губернатору Шаманову «безотлагательно рассмотреть настоящее представление и, с учетом нарушений, допущенных при направлении ходатайства осужденного Буданова о помиловании, решить вопрос о целесообразности его применения».

Однако Ульяновская комиссия не собиралась сдаваться. Прокуратура Ульяновской области не имеет права ставить перед губернатором вопрос о целесообразности помилования Юрия Буданова, заявил вчера председатель местной комиссии по помилованию Анатолий Жеребцов. Неизвестно, чем бы закончилась вся эта перепалка, поставившая Владимира Путина в крайне неловкое положение. Но в дело, скорее всего, вмешалась администрация президента, объяснившая губернатору Шаманову, насколько несвоевременна вся эта история с помилованием. В итоге Буданову ничего не оставалось, как собственноручно, уже во второй раз за этот год, отозвать ходатайство о помиловании. Что он и сделал. Ко всеобщему облегчению.



Справка «НИ»

«Буданов – это полковник, это командир, это достояние России», – так охарактеризовал бывшего полковника губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов.


«Нельзя не отметить: ситуация с Будановым возникла как нельзя кстати, – сказал «Новым Известиям» член совета Правозащитного центра «Мемориал» Александр ЧЕРКАСОВ. – За неполные пять лет Буданов не первый раз «спасает» репутацию России и лично ее президента. Март 2000 года, выборы Путина. В Страсбурге готовы осуждать Россию за преступления, творимые в Чечне. И тут – Буданов. Можно показать, что мы боремся с преступниками в погонах! Идет расследование, из дела исчезают документы, но до суда оно все же доходит, далее – долгое судоговорение. А мировая общественность вновь озабочена: виновных в преступлениях не наказывают! В конце концов, меняют прокурора, и Буданов получает десять лет. Есть что предъявить Европе! Но, замечу, это единственный вынесенный человеку в погонах приговор по 126-й статье – «похищение человека», хотя через посредство федеральных «силовиков» исчезли тысячи!..
Понимают ли «патриотически настроенные» члены комиссии по помилованию, что их инициатива – равно как и вынесенные присяжными в Ростове оправдательные приговоры по делам Ульмана и Аракчеева – способствует распаду государства? Лет шестьдесят назад сказано: не может быть солдат дисциплинирован в бою и распущен в тылу, дисциплина может быть только одна – высочайшая! И последнее. Что ростовские приговоры, что ульяновское помилование – на праве не основаны. Если суд признал, что спецназовцы убили мирных жителей, значит, они виновны, и речь может идти только о снисхождении к ним. Члены ульяновской комиссии должны были понимать: помилование возможно лишь в случае раскаяния Буданова, а тот вроде отнюдь не собирался удаляться в скит и замаливать грехи».

"