Posted 21 июня 2005,, 20:00

Published 21 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

«Зеленый» диплом

«Зеленый» диплом

21 июня 2005, 20:00
Не успели отшуметь выпускные балы в российских школах, а многочисленные вузы уже начали принимать документы на поступление у абитуриентов. Перед вчерашними школьниками и их родителями встает нешуточный выбор: куда пойти учиться. Бюджетных мест в престижных госуниверситетах с каждым годом все меньше, а коммерческое обуч

Как выяснили «НИ», сегодня открыть собственный вуз может любое юридическое лицо. Зато отобрать лицензию у фиктивного института – практически невозможно. В Федеральной службе по надзору в сфере образования нам сообщили, что в России сегодня работает более 650 государственных вузов и свыше 590 частных. Но специалисты сомневаются в этих цифрах. Если информация о госвузах более-менее точна, то сколько в стране на самом деле всевозможных коммерческих институтов и университетов – не берется судить никто. Ибо в настоящее время эта сфера практически бесконтрольна.

«Действительно, проблема вузов и филиалов, ориентированных исключительно на зарабатывание денег, в ущерб образованию существует, – сказал «НИ» сотрудник Министерства образования и науки РФ, просивший не разглашать его имени. – Не может, например, Санкт-Петербургский вуз открыть достойный филиал с хорошим образованием, где-нибудь на Камчатке. Для этого у него не хватит материальной базы. А вот для дополнительных заработков – пожалуйста, необходим минимум преподавателей, учебников и аудиторий. При этом о качестве образования никто не заботится, главное условие поступления и последующего обучения – своевременная оплата».

Правда, в Минобразовании в существовании подобных организаций обвинили... самих абитуриентов. «Не было бы спроса, не родилось бы и предложения, – отметили в Минобразовании. — Люди просто не должны поступать в такие учебные заведения».

Открыть – просто, закрыть – проблема

Еще одна причина живучести фиктивных учебных заведений – относительная простота их организации. «Формально открыть новый вуз или его филиал может любое юридическое лицо, – пояснили «НИ» в Федеральном агентстве по образованию. – А за качеством предоставления образования и выполнением всех требуемых норм начинают следить, уже когда вуз откроется и наберет студентов».

Стоит отметить, что по закону в получении лицензии на образовательную деятельность даже заведомо фиктивным образовательным учреждениям отказать не могут. «Лицензия выдается в заявительном порядке, – сказали «НИ» в Управлении лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – Просто сдается необходимый пакет документов. Так, например, нужно предоставить сведения об укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников, сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса. Формально все может быть в порядке, и формально мы не вправе отказать в выдаче лицензии на образовательную деятельность. А уже потом, когда начинается процесс обучения, меняется штат сотрудников, корректируются программы, материально-техническая база также не всегда соответствует заявленным нормам. Мы это проверяем. Но даже и отобрать лицензию не так просто. Это происходит только по решению суда».

Так что наличие лицензии не является гарантией получения студентом качественного образования. Следующий этап, на который должен выйти вуз, чтобы его диплом котировался, – получить государственную аккредитацию, дающую право выдавать диплом государственного образца. Без нее дипломы не признаются в госучреждениях. Кстати, отсрочку от армии на период обучения предоставляют вузы только с госаккредитацией.

«Сезонные скидки» на поступление

Впрочем, и без нее всевозможные коммерческие институты-университеты живут прекрасно. Например, только в Ульяновске существует порядка 15 филиалов негосударственных высших учебных заведений. Контингент студентов частных вузов, как правило, небольшой – от 50 до 700 человек. Частники предпочитают готовить специалистов по двум, самым востребованным, направлениям – юридическому и финансово-экономическому. Борьба за абитуриента ведется самыми изощренными методами: к примеру, один частный вуз первому поступившему в качестве вознаграждения обещал туристическую путевку в Египет, другой – объявил «сезонные скидки».

Представитель областного Управления образования, пожелавший сохранить инкогнито, заявил «НИ», что в регионе работает много откровенно «темных» вузов. «От студента не требуется ничего – подчас даже на занятия ходить не надо, потому что у вуза попросту отсутствуют помещения. Заплати деньги – и гуляй пять лет! Такая вот легализованная торговля дипломами. Если бы вы прошли по десяти вузам, то наверняка стали бы студентом восьми из них – помешать поступлению может разве что обеденный перерыв».

Корреспондент «НИ» решил последовать совету, за полдня обошел пять коммерческих вузов и практически стал студентом каждого из них.

Сдавать вступительные экзамены в некоторые коммерческие вузы можно даже в полусонном состоянии.

«Сюда даже ходить не придется»

Первым мы посетили Финансово-экономический институт. За черной металлической дверью – две комнаты, отделенные друг от друга тонкой перегородкой. «Это институт?» – спрашиваю у секретарши. Симпатичная девушка за столом напротив в тот же миг становится серьезной. «Да, это региональный Финансово-экономический институт. На рынке образовательных услуг мы уже больше двенадцати лет, – бодро и с необыкновенным пафосом в голосе рапортует она. – Вы наверняка хотите у нас учиться. Можно прямо сейчас и начать. У нас в институте есть «летники» и «зимники» – те, кто к занятиям приступает летом, и те, кто зимой, – объясняет она. – Учиться будете дома. Получите раздаточный материал и контрольную работу – текст изложен чрезвычайно доступно, так что трудностей не будет. К тому же можно и работать параллельно. Это же не обычный государственный вуз – там одна сухая теория, практики никакой. Вот и думайте, кому вы с тем дипломом в наше суровое время нужны? Ни-ко-му! А сюда даже ходить не придется, представляете?!»

Девушка также объясняет, что преподавателей в институте нет, вместо них – аттестованные консультанты. «Их готовят в Курске, очень серьезные люди, – заговорщически поясняет красноречивая собеседница. – Ну так что, заключаем договор?»

Поступить в это милое учебное заведение можно за считанные минуты – надо лишь оплатить обучение, двенадцать тысяч рублей в год. Экзамены сдавать тоже не придется – в институт принимают всех платежеспособных. «Быть образованным сегодня модно – видели наш слоган? Вот-вот, мы не препятствуем тому, чтобы люди получали высшее образование».

Далее по списку идет Средневолжский научный университет. Здесь сразу же предложили пройти компьютерное тестирование по ряду дисциплин и оплатить в кассу 19 тысяч 600 рублей. «Да вы не бойтесь, тестирования очень простые. Вы орфографию и пунктуацию немного знаете?» – зондирует почву представитель частного вуза. «Ну, немного знаю», – отвечаю в тон неуверенно и робко. «Значит, сдадите», – успокоили меня.

Еще в трех представительствах негосударственных вузов в Ульяновске корреспондента «НИ» были готовы зачислить в студенты в тот же день – кроме одной фотографии формата 3х4 и оплаты ничего не требовалось.

Студенты несуществующих вузов

«Большая часть негосударственных вузов сегодня подлежит закрытию, – заявил «НИ» председатель Совета ректоров Ульяновской области Юрий Полянсков. – Зачастую у «частников» нет штатных преподавателей, отсутствует компьютерная база, информационно-методическое обеспечение и необходимые для обучения площади. Арендуя детские садики и помещения пионерлагерей, они имеют все шансы так и остаться организациями-бомжами. Позицию Министерства образования и науки по ужесточению проверок российских вузов я считаю правильной. О каком качественном образовании в негосударственных вузах может идти речь, если преподаватели прибегают туда на занятия, второпях прочитают лекцию и убегают. Около 90% коммерческих учебных заведений, особенно региональных филиалов, не соответствуют установленным требованиям».

Выявляют такие учебные заведения только в ходе проверок Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Так, в Самарской области, с 1 марта 2005 года у шести вузов приостановили лицензию. Правда, трем институтам ее вернули. Тем не менее судьба полутора тысяч студентов из Жигулевского инженерно-экономического института, филиала Московского социально-гуманитарного института в Тольятти и Самарского института права должна решиться в августе. Пока вопрос о том, смогут ли эти вузы и дальше заниматься подготовкой специалистов, остается открытым. Как заявил и.о. министра образования и науки Самарской области Ефим Коган, как только Федеральная служба скажет, что лицензия у трех «арестованных» вузов изымается, сразу же будет решаться вопрос о перераспределении студентов. Уже сейчас большая часть молодых людей, воспользовавшись внеурочными каникулами, подыскивает себе вуз на замену. Некоторые из студентов уже нашли себе высшее учебное заведение, в котором с осени они продолжат получать свое прервавшееся образование.

Один компьютер на тысячу учащихся

После ревизии вузов Самарской области Федеральной службой по надзору РФ выяснилось, что всего лишь два высших учебных заведения губернии из проверенных пятидесяти трех полностью соответствуют всем предъявленным требованиям. Во время проверки студентов тестировали по трем дисциплинам: экономике, менеджменту и юриспруденции. Прежде всего оценивались качество и уровень подготовки учащихся. Если студенты не знали материал хотя бы по одному предмету, шанса благополучно пройти проверку у учебного заведения не оставалось.

Среди основных нарушений шести высших учебных заведений, попавших в феврале этого года в «черный список», – недостаток научной, учебной и учебно-методической литературы, библиотечно-информационных ресурсов и… собственно преподавателей, тогда как численность обучающихся в вузе студентов превышала предельную. Например, в тольяттинском филиале Московского социально-гуманитарного института в нескольких классах самой обычной средней школы пытались выучить почти тысячу студентов. На всех приходился один-единственный компьютер и явно недостаточное количество учебной литературы.

Кроме этого, в вузах-нарушителях, где решением Федеральной службы приостановлено действие лицензии, отмечено несоответствие образовательного ценза профессорско-преподавательского состава нормативу, то есть в учебных заведениях зачастую не только не хватает штатных сотрудников, но и далеко не все преподаватели имеют ученую степень. Тогда как в нормальном институте или университете педагогов со степенью должно быть не менее 60%.

«Отечественная высшая школа всегда славилась высоким уровнем фундаментального образования, – заявила заместитель руководителя Федеральной службы Елена Геворкян, подводя итоги ревизии самарских вузов. – А в последнее время мы почему-то стали отходить от этой традиции».

Именно снижение качества высшего образования по причине того, что в свое время было открыто слишком много вузов и филиалов, стало основным поводом для масштабной проверки российских высших учебных заведений.

Кстати, недоучившиеся не по своей вине студенты платных отделений вправе потребовать от своего вуза денежную компенсацию за непредоставление им образовательных услуг в полном объеме, и учебное заведение будет обязано вернуть им деньги за обучение.

Не надо «зачисток»

В Краснодарском крае насчитывается 139 высших учебных заведений, государственных из них всего тринадцать. 95 вузов – это филиалы, огромное количество из них инорегиональные, представляющие не только столицы, но и другие города России – Белгород, Курск, Томск. Как сообщили «НИ» в департаменте образования и науки администрации Краснодарского края, все работающие на территории края вузы имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, тем не менее далеко не каждый из новых вузов отвечает всем требованиям относительно количества преподавателей, учебных площадей и материальной базы учреждения образования.

«Проблема образования в негосударственных вузах и особенно филиалах нам известна. О том, что многие филиалы вузов – это пункты торговли дипломами, знают все. Как и о том, что качество знаний в таких вузах зачастую крайне низкое, а рынок трудовых ресурсов не в состоянии обеспечить работой всех специалистов с высшим образованием, которые имеют высокие запросы по качеству и уровню оплаты труда, – говорит руководитель департамента образования и науки Михаил Астапов. – В этом году мы сами обращались в Министерство образования с просьбой рассмотреть целесообразность продолжения работы двух вузов в Сочи. Конечно, это касается не всех. Когда говорят о «зачистке» – я против таких терминов. Любая кампанейщина только вредит».



ИЗ 125 ВУЗОВ СТАНДАРТАМ СООТВЕТСТВУЮТ ТОЛЬКО 27

В 2004–05 году по результатам проведенных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки комплексных проверок высших учебных заведений в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях выяснилось, что из 125 вузов и филиалов, расположенных в этих регионах, содержание и качество образования полностью соответствовало государственным образовательным стандартам только в 27 вузах и филиалах. В 44 вузах выявлены отдельные нарушения установленных стандартов, в 54 – значительные нарушения. В результате приостановлено действие лицензий у 8 вузов и филиалов, учредителями приняты решения о ликвидации одного вуза и 3 филиалов.


КАК НЕ ПОПАСТЬ НА УДОЧКУ МОШЕННИКОВ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Как сказали «НИ» в Управлении контроля качества образования Рособрнадзора, абитуриент, сдавая документы в вуз, должен обязательно обратить внимание на наличие двух документов – лицензии и приложения к ней с образовательной программой. А также на свидетельство о государственной аккредитации. Все эти документы абитуриент должен потребовать в приемной комиссии. Если ему откажут, то лучше отказаться от поступления в такой институт. «Можно также обратить внимание и на то, как выглядит сам вуз, – отметили в Управлении контроля качества образования. – Надо приглядеться, сколько насчитывается аудиторий. Обязательно должна быть своя библиотека. Столовая – также показатель серьезности вуза».


КАК ПЛОДЯТСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

Годы Количество вузов
1980–81 494
1990–91 514
2000–01 965
2001–02 1008
2002–03 1039
2003–04 2046 По данным Росстата

"