Posted 21 февраля 2012,, 20:00

Published 21 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:50

Updated 8 марта, 05:50

Роль трибуны

21 февраля 2012, 20:00
Информационно-аналитический центр «Сова» выпустил ежегодный доклад о ксенофобии под названием «Между Манежной и Болотной: ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2011 году в России». По мнению авторов исследования, главный тренд прошедшего года – политизация националистических движений и явное сниже

Фактически, как считают авторы доклада, в последнее время националистические движения страны стали больше встраиваться в политику, что нельзя однозначно назвать позитивным или негативным явлением. С одной стороны, из-за попытки придать своей деятельности некий «лоск респектабельности» эти движения стали уделять меньше внимания уличным нападениям на лиц с «неславянской» внешностью, что не может не радовать. С другой стороны, политизация их деятельности пока не приносит результатов, на которые они, видимо, рассчитывали. Например, за весь последний год была только одна заметная громкая акция с кричащим названием «Хватит кормить Кавказ!», но и она не прибавила этим движениям сторонников. «Несмотря на все выступления, в том числе и во время декабрьских протестов, они не стали более известны среди обывателей, хотя и обозначились в политике», – говорит сотрудница центра «Сова» Вера Альперович.

Нападений же националисты в прошлом году совершили меньше – это факт. Надо полагать, что этому поспособствовала и позиция правоохранительных органов. Так, по данным экспертов «Совы», в 2011 году «департамент МВД по противодействию экстремизму оказался единственным, чей штат в ходе реформы не сократился, а вырос, к тому же его преобразовали из департамента в Главное управление». Все это, по мнению аналитиков, укладывается в новую стратегию полиции, которая предполагает усиление борьбы с экстремизмом. К этому же ряду можно отнести и постановление пленума Верховного суда РФ №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», которое содержит важные разъяснения антиэкстремистского законодательства.

Логическим итогом этих преобразований стало запрещение многих организаций экстремистского толка. Например, в прошлом году была пресечена деятельность сразу нескольких таких организаций, наиболее известная из которых – Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Правда, этот запрет не помешал многим активным членам ДПНИ перейти в другие организации, к примеру, в коалицию «Русские».

Что касается нападений националистов, то в прошлом году от их рук погибли 20 человек (в 2010 году – 42 погибших) и были ранены 148 человек (в 2010-м – 401). Больше всего пострадали выходцы из стран Центральной Азии, на третьем месте – «представители молодежных субкультур и левацкой молодежи», на четвертом – уроженцы Кавказа. Что интересно, второе место в этом списке заняла, согласно докладу, группа под условным названием «Другие». К этой последней группе может относиться кто угодно, в том числе этнические русские. Или, например, избитый в Челябинске скинхедами человек, который сделал им замечание о недопустимости выкрикивания фашистских лозунгов, или прохожие, на которых участники «Русского марша» напали за высказанное недовольство этой акцией.

Кроме того, в прошлом году в отношении националистов было заведено больше громких уголовных дел. Суды выносили и жесткие приговоры. К длительным срокам, в том числе и пожизненным, были привлечены несколько крупных ультраправых группировок, например, таких как банда Боровикова-Воеводина в Санкт-Петербурге или «НСО-Север» в Москве. Никита Тихонов и Евгения Хасис были осуждены по нашумевшему делу об убийстве в январе 2009 года в центре Москвы адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

Статистика приговоров по преступлениям националистов в 2011 году, говорит о том, что три человека были судами оправданы, 11 – признаны виновными, но избежали наказания в связи с истечением срока давности, 60 человек получили условные сроки, один приговорен к содержанию в воинской дисциплинарной части, четыре – к исправительным работам. К различным срокам суды приговорили 117 националистов, из которых до 20 лет получили 11 человек, 20 лет и более – восемь и пожизненно были осуждены тоже восемь человек.

"