Posted 20 сентября 2011,, 20:00

Published 20 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:11

Updated 8 марта, 06:11

Неровный счет

Неровный счет

20 сентября 2011, 20:00
Родители тысяч российских школьников с 1 сентября вынуждены оплачивать питание детей через установленные в школах терминалы, отчисляя комиссию в банки. По словам экспертов, к подобным необоснованным платежам россиянам не привыкать. При оплате госпошлин банки иногда берут комиссии, в несколько раз превышающие суммы сами

С 1 сентября тысячи российских школ перешли на «бортовое питание». Пища для детей теперь готовится не в школьных столовых, а на специальных комбинатах. После приготовления она подвергается шоковому (в течение двух минут) охлаждению и разогревается уже в школе. При всех плюсах и минусах, которые в настоящее время бурно обсуждают родители, эта система имеет одну особенность: оплачивать супы и котлеты школьники должны через установленные в школе терминалы. При этом у родителей появилась неожиданная статья расходов: часть суммы, положенной на счет, в виде комиссии перечисляется банкам. Как пишет в своем блоге директор гимназии города Слободской Кировской области Злата Баранова, родители ее учеников должны отдавать банку 1% от оплаченной суммы.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ рассказал «НИ», что жалоб на комиссии в школьных терминалах в организацию пока не поступало. Зато люди жалуются на неадекватные, на их взгляд, комиссии при оплате услуг сотовой связи в терминалах. «Комиссия в московских терминалах доходит до 14%, – рассказал «НИ» Петр Шелищ. – Причем сторон, которые выигрывали бы в этой ситуации, нет. Сотовые операторы недовольны потому, что абоненты при таких комиссиях стараются меньше тратить на связь. В ассоциации платежных систем также недовольны, потому что большие комиссии гонят людей к бесплатным терминалам. 29 сентября мы будем обсуждать сложившуюся ситуацию с представителями операторов и Роспотребнадзора. Выход можно найти, обязав «терминальщиков» переводить внесенные суммы операторам полностью и получать проценты уже с них».

Как рассказала «НИ» эксперт благотворительного фонда «Все вместе» Татьяна Тульчинская, при оплате благотворительного взноса терминал также отнимает от него несколько процентов. Те, кто делает взнос через SMS, и вовсе «жертвуют» оператору и государству половину суммы. «Если даже оператор отказывается от своей доли, то все равно немалый процент уходит в виде налога», – рассказала г-жа Тульчинская «НИ». По ее словам, дело в законодательстве: возможность сделать пожертвование через SMS там не прописана, поэтому она приравнивается к другим коммерческим услугам. Однако, несмотря ни на что, способ оказания помощи через SMS, по словам нашей собеседницы, весьма популярен.

Втридорога – не преувеличение

Москвич Дмитрий Петриченко в августе пришел в ОВД, чтобы продлить разрешение на хранение охотничьего ружья. Там ему дали квитанцию на оплату госпошлины, которая составила 10 рублей. Однако заплатить г-ну Петриченко пришлось в четыре раза больше: Сбербанк, куда он пришел с квитанцией, потребовал еще и 30 рублей комиссии. На этом поводы для возмущения г-на Петриченко не закончились. «Для продления того же разрешения нужно было получить справку от невролога, – рассказал он «НИ». – Справка платная, осмотр стоит 40 рублей. За комиссию Сбербанка пришлось заплатить дополнительно 50 рублей».

Пресс-служба Сбербанка в течение двух рабочих дней не смогла прокомментировать «НИ» эту ситуацию. Петр Шелищ прокомментировал ее так: «Это давнее безобразие, с которым Союз потребителей борется уже много лет. Суммы комиссии не соответствуют себестоимости труда операционистки. Это яркий пример того, что государство заботится не о гражданах, а о близких ему коммерческих структурах. В подобных случаях можно попытаться обратиться в другой банк, но и там комиссия может оказаться не маленькой, к тому же это не всегда удобно: других банков мало, а Сбербанк – на каждом шагу.

При этом, как рассказала «НИ» москвичка Анастасия Белькова, пожаловаться администрации Сбербанка оказалось невероятно сложно. Сначала девушка несколько дней безрезультатно ждала ответа после того, как опустила жалобу в специальный ящик. Потом решила написать на сайт. «Оказалось, что если я пожалуюсь через Интернет, то автоматически подпишу контракт со Сбербанком о том, что он пять лет будет присылать мне рекламу и использовать мои личные данные: телефон и адрес».

Между тем москвичка Любовь Маврина рассказала «НИ», что к молодоженам Сбербанк относится гораздо дружелюбнее, чем к владельцам охотничьих ружей. «Во дворце бракосочетаний мы не смогли оплатить госпошлину на регистрацию брака: установленный там терминал сломался, когда ее оплачивала другая пара, – говорит «НИ» девушка. – Они заплатили 220 рублей, а нам пришлось идти в Сбербанк. Там с нас не взяли никакой комиссии, и мы заплатили 200 рублей».

Не справиться со справками

Нередко россиян вынуждают оплачивать не только огромные комиссии за необходимые им справки, но и получать платные справки, которые никому не нужны. Например, прошедшим летом в правоохранительные органы поступили жалобы от посетителей Балашихинского психоневрологического диспансера. Люди жаловались, что врачи не выдавали справки, необходимые для получения водительских прав, пока они не сделают электроэнцефалограмму головного мозга. Хотя по закону это исследование необходимо делать только тем, кто занимается водительской деятельностью профессионально. В регистратуре посетителям давали адрес учреждения, где можно провести эту процедуру. Идти надо было недалеко – в соседний торговый центр.

В 2010 году в такую же ситуацию попали жители Тульской области. В диспансере, куда они обращались за справкой, необходимой для приобретения и регистрации оружия, их заставляли сдавать анализ мочи за 331 рубль. При этом по закону они должны были только проходить осмотр терапевта, психиатра, нарколога и окулиста. Все закончилось тем, что прокурор Советского района Тульской области внес представление в адрес главного врача диспансера и потребовал устранить нарушения.

Как рассказал «НИ» Петра Шелищ, подобные случаи не единичны и меньше их станет только тогда, когда они будут заканчиваться уголовными делами. Член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко рассказал «НИ» о других «незаконных» справках, которые могут требовать в медучреждениях: «К нам приходят жалобы от людей, которые при госпитализации должны были предоставлять справки об отсутствии ВИЧ. В основном на такие нарушения жалуются пациенты больниц областного и районного уровня. С медицинской точки зрения требовать такие справки – глупость. Потому что этот вирус бывает невозможно обнаружить в течение полугода после заражения. Очевидно, что есть желание администрации заработать на анализе. Люди хотят быстрее госпитализироваться и быстрее его сделать, а быстрее – значит, платно».

Меньше, но дороже

В июне этого года глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заявил, что питерские учителя вынуждены платить по три тыс. рублей за справки об отсутствии судимости по преступлениям в отношении несовершеннолетних. Напомним, по новому законодательству с 1 сентября без этого документа педагогов не должны принимать на работу. Сам депутат узнал об этой ситуации в эфире телевизионной программы, куда дозвонилась одна из женщин-педагогов. После этого он обратился в департамент собственной безопасности МВД с требованием разобраться в этой истории. Как рассказал Владимир Васильев «НИ», в ответе, который он получил, сообщалось, что более тысячи из 13 637 работников образования для получения справок по собственному желанию обратись за помощью к посреднической фирме «Единый центр документов». То есть получается, что люди платили деньги по собственному желанию. Контракта с этим центром чиновники не подписывали. «Я не могу не верить этой информации, потому что это официальный ответ департамента собственной безопасности МВД», – пояснил «НИ» Владимир Васильев.

С 1 октября процесс получения многих справок должен упроститься: все федеральные ведомства России переходят на межведомственное взаимодействие. Они больше не будут иметь право запрашивать у граждан справки, которые могут получить друг у друга. Когда чиновники подсчитывали, сколько документов они смогут друг другу предоставить, оказалось, что из тысяч бумаг 1500 являются вовсе лишними. Как рассказал «НИ» Петр Шелищ, тенденция к упрощению процедуры получения справок действительно заметна. «С другой стороны, быстро растет стоимость тех госуслуг, от которых нельзя отказаться», – сообщил «НИ» эксперт.

"