Posted 20 июля 2004,, 20:00

Published 20 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Тузла раздора

20 июля 2004, 20:00
Тузла раздора

На конец июля намечен торжественный пуск в эксплуатацию дамбы в районе косы Тузла на Таманском полуострове. Удастся ли выполнить намеченное, не известно. Работы на косе, вокруг которой прошлой осенью едва не вспыхнул территориальный конфликт между Россией и Украиной, продолжаются ни шатко ни валко.

Сегодня Тузла – четырехкилометровая насыпь шириной около 24 и высотой более 2 метров. За прошедшую зиму штормы не разрушили гигантское сооружение, а намыли много песка: рядом с Тузлой появился островок, который строители назвали Тузленком. А вот остров Тузла за зиму сократился более чем на 300 метров. По заключению специалистов, главные причины гибели Тузлы – изменение течения в Керченском проливе и неуклюжая попытка украинцев вырыть в пожарном порядке новый канал между российской косой и своим островом. По мнению руководителя строительства Кима Нехая, начальника ГУ «Дорожный комитет» администрации Краснодарского края, единственный способ спасти украинскую Тузлу – соединить ее с кубанской косой. «Мы готовы засыпать растущий промежуток между концом нашей косы и краем украинской Тузлы, – заявил Нехай «Новым Известиям», – а потом уже можно на этой «косе дружбы» построить прекрасную дорогу и мост, соединяющий Крым и Кубань». Реакции украинской стороны на эту инициативу пока нет.

Ким Нехай подтвердил, что коса Тузла практически готова к вводу в действие. Официальная краевая пресса рисует радужные перспективы развития косы Тузла. Обошедшаяся всего-то в сумму более 200 млн. рублей, коса, оказывается, уже принесла российской казне сотни миллионов долларов прибыли. Теперь суда РФ не будут платить украинской стороне огромные деньги за прохождение Керченского пролива, а спокойно проплывут мимо насыпи. Тем не менее проход, по которому российские суда идут из Азовского моря в Черное, остается в руках Украины. Прибыль Керченского порта от транзита наших судов в позапрошлом году едва превысила 1 млн. долларов. При этом следует учитывать, что канальный сбор является целевым. Поступления от него расходуются на оплату дноуглубительных работ. Ставки сбора и для российских судов, и для украинских, следующих в режиме загранплавания, одинаковы.

Сейчас на косе Тузла изредка появляется самосвал с камнем, который возят за восемьдесят километров из карьера в районе Анапы. Казачий пост, официально оформленный как охрана стройплощадки, уже снят. У начала косы разбили свои палатки любители экстрима. Здесь вошло в моду новое развлечение. По пояс в воде добраться от косы к пограничной зоне и дразнить украинского стража кордонов. Когда тот начинает грозить стволом, следует немедленно удирать на свою территорию.

Украинцы в ответ ругаются в мегафон, но пока не стреляют.



ЖИТЕЛИ КУРИЛ ДАВНО ХОТЯТ «СДАТЬСЯ» ЯПОНИИ

Желание «добровольно сдаться» другой стране высказывают не только жители поселка Коса. Население Южных Курил, которое завидует хорошее жизни соседей с японской стороны, еще в 1998 году начало сбор подписей за передачу островов в аренду Японии на 99 лет. Соответствующая петиция была направлена правительству России. Тогдашний глава Южно-Курильского района Владимир Зема обращал внимание федерального центра, что экономическое неблагополучие региона провоцирует усиление прояпонских настроений среди местного населения. «Если 5 лет назад за передачу островов высказывались около 10% населения (те, кто собирался уезжать в любом случае), то сегодня уже подавляющее число курильчан требуют передачи Южных Курил Японии», – заявлял тогда Владимир Зема. Стремясь всеми силами привлечь внимание Москвы к проблемам островов, администрация Земы организовала в 1994 и 1996 годах два референдума, в которых около 70% населения района проголосовали за возвращение островов Японии.

"