Posted 20 июня 2011,, 20:00

Published 20 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:21

Updated 8 марта, 06:21

Дело в ступе

Дело в ступе

20 июня 2011, 20:00
Московские буддисты уже 11 лет не могут получить разрешение на строительство хотя бы одного храма и вынуждены проводить религиозные мероприятия в подвалах и на квартирах. Несмотря на приезды лам и открытие выставки «Дни Тибета в Москве» с участием монахов древнего монастыря Дрепунг Гоманг, буддисты заявляют о дискримин

В Москве официально зарегистрированы 711 православных храмов и часовен (недавно было объявлено о строительстве еще 200 церквей), семь синагог, шесть мечетей, три лютеранских, два католических храма и два храма Армянской апостольской церкви. Ни одного дацана (буддийского храма) в столице нет. При этом в Москве, по подсчетам Центра тибетской культуры и информации, проживают несколько десятков тыс. последователей Будды.

Еще в 2000 году столичные власти разрешили построить в городе первый дацан – в Отрадном (между Алтуфьевским шоссе и Окружной железной дорогой). Однако тогда все ограничилось торжественной закладкой первого камня. Спустя пять лет в Московской общине буддистов объявили о возобновлении строительства. Еще через год площадку, отданную под буддистский храм, посетил Юрий Лужков. Мэр подписал распоряжение, в соответствии с которым буддистов освободили от платы за строительство систем инженерного обеспечения, необходимых для храма (в том числе водопровода и канализации). По указанию Лужкова, на месте будущего дацана за 40 тыс. рублей установили ступу (монумент в виде ступенчатого основания, полусферы и шпиля).

Согласно проекту дацан войдет в так называемый Храмовый комплекс традиционных российских религий. В 200 метрах от ступы уже выстроены две мечети, православный храм и синагога, а под дацан зарезервировано 30 соток земли. Правительство Москвы отказалось принять участие в финансировании строительства дацана, сославшись на то, что «религия в нашей стране отделена от государства». Поэтому храм если и будет возведен, то на взносы верующих и на средства спонсоров. По смете на возведение трехэтажного дацана предполагают потратить 216 млн. рублей.

Но работы так и не начались. За ступой никто не ухаживает: краска потрескалась, рядом разбросан мусор. «Задержка получилась из-за того, что мы никому не давали взяток», – жалуется «НИ» председатель Московской общины буддистов Дулма Шагдарова. По ее словам, согласование затягивают столичные чиновники, а помогает буддистам только депутат Госдумы Иосиф Кобзон. «Правительство Москвы выдает постановление на строительство всего лишь на год, и мы из-за бюрократов ничего не успеваем сделать. А теперь нам штрафами угрожают, потому что мы землю взяли, а ничего на ней не строим», – рассказывает г-жа Шагдарова. Утверждение проекта у одних только энергетиков заняло два года, а теперь буддисты не могут преодолеть Мосгосэкспертизу.

Однако руководитель Мосгосэкспертизы Сергей Соколов в беседе с «НИ» возразил: в 2010 году ни одного проекта буддистского храма к ним не поступило, а прежний вернули на доработку еще в 2009-м. «Причины – множественные ошибки. К примеру, в проекте отсутствовал раздел инженерных сетей и технических условий на присоединение к сетям тепло- и электроснабжения», – сообщил г-н Соколов и попросил буддистов через «НИ» указать ему на тех служащих Мосгосэкспертизы, которых они подозревают в вымогательстве. В Московской общине буддистов назвать таких служащих не смогли.

Как выяснили «НИ», строительству храма также мешают разногласия среди буддистов разных центров и школ. Так, возведение дацана в Москве не нашло поддержки ни в одной из буддистских республик России. Тем не менее Дулма Шагдарова настроена оптимистично: «В июле нам продлят постановление, и мы вновь пойдем в Мосгосэкспертизу. Затем получим ордер и, наконец, начнем стройку».

Ситуация с Храмовым комплексом в Отрадном похожа на ситуацию в столичном Парке Победы, в котором точно так же стоят православный храм, мечеть, синагогу, а дацана нет. Правительство Тувы еще в 2006 году объявило о строительстве 15-метровой ступы на Поклонной горе. На монумент планировалось выделить шесть млн. рублей. Однако строительство так и не начали. Сперва возникли проблемы с выделением участка земли, рассказал «НИ» президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров. По мнению г-на Койбагарова, без помощи московского мэра Сергея Собянина буддистам бюрократические проволочки не преодолеть: «По необходимой документации строительство ступы можно приравнять к строительству небоскреба».

На минувшей неделе председатель Московского буддистского центра «Три драгоценности» Татьяна Одушпаяк объявила, что закладка первого камня на месте будущего буддистского монумента может произойти уже в этом году. Осталось только получить разрешение у префектуры. Пока же выделенный еще в феврале прошлого года участок площадью 10 соток пустует.

Единственная в Москве действующая ступа расположена на территории Международного центра Рерихов, однако доступ к ней для простых верующих закрыт, так как администрация Центра Рерихов огородила ступу.

Буддистские центры вынуждены размещаться в частных квартирах или подвальных помещениях. Сейчас в столице действуют более 20 буддистских центров, но официально из них зарегистрированы лишь четыре. Нередко возникают конфликты между буддийскими центрами и жителями тех дворов, где эти центры арендуют помещение. Так, в Дхарма центре Дзогчен Шри Сингха (на улице Мосфильмовской) «НИ» рассказали, что проживающие по соседству граждане уже не раз писали в полицию заявления о том, что «буддисты слишком громко молятся, устраивают свои непонятные сектантские собрания, шумят, поют». Посетителей центра местные жители запугивали, грозились побить стекла их машин.

Бывший председатель Центра Ламы Цонкапы (одного из первых буддийских центров Москвы, расположенного на улице Мытной) Олег Диканский подтверждает «НИ»: «Жильцы дома, в котором мы арендуем подвальное помещение, отчего-то уверены, что именно из-за буддистов в одной из стен дома прошла трещина. Главные активисты настроили против нас весь двор, собирали подписи о нашем выселении. Жильцы утверждали, что мы не просто сделали ремонт в центре, но еще и несанкционированно подкопали фундамент и углубили подвал. Рассказывали о том, что мы вывозили землю чуть ли не самосвалами».

По словам г-на Диканского, проверяющие приезжали и зафиксировали, что «никакого копания вглубь не было». Но жильцов дома это не удовлетворило, и «недавно они написали в прокуратуру. До этого они уже писали в Комитет по имуществу, даже президенту писали... Как раз специалисты из Комитета по имуществу выяснили, что трещина пошла после того, как один из жильцов провел себе в квартиру отдельный водопровод. Но даже после этого жалобы не прекратились». Однажды подвал буддистов атаковали скинхеды: «Били в дверь, матерились, но внутрь так и не попали».

Отношение к буддистам в России нормализуется, полагает в беседе с «НИ» главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев: притеснений и гонений на религиозной почве становится меньше, а власти Москвы и Петербурга не препятствуют открытию буддийских центров и приезду лам. В пресс-центре мэрии Москвы «НИ» рассказали, что оказывают поддержку буддистским организациям. К примеру, в ближайшее время будет снесен дом в Серебряническом переулке, в котором с 2001 года расположено Объединение традиционных буддистских общин (на праве безвозмездного пользования им выделено 395,3 кв. м). Общину придется выселить, однако ей предоставят новое помещение в центре Москвы на тех же условиях. Представители общины подтвердили «НИ» эту информацию и сказали, что никаких претензий к городским властям у них нет. В мэрии также напоминают, что в план мероприятий, посвященных Дню памяти и скорби (22 июня), включены «траурные богослужения в культовых помещениях буддистов».

Но с федеральными властями отношения буддистов складываются хуже: в Россию уже седьмой год не пускают далай-ламу. В прошлом году, в очередной раз отказав во въезде духовному лидеру буддистов, заместитель директора Первого департамента Азии МИД РФ Андрей Кулик заявил: «Возможные последствия приезда далай-ламы в Россию необходимо рассматривать с учетом соответствующего внешнеполитического фона, а также в контексте обеспечения всей совокупности российских интересов». В данном случае подразумевается, что Россия не хочет ссориться с Китаем, который выступает категорически против приезда далай-ламы в Россию. «Выбирайте, с кем дружить: с полутора миллионами российских буддистов или с полутора миллиардами китайцев», – говорят в руководстве Китая.

В МИД РФ тогда пояснили: «Мы исходим также из того, что посещение далай-ламой России было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». Подобная формулировка удивила многих. Представители буддийских общин напомнили, что во время Великой Отечественной, согласно данным Госбанка СССР, от буддистов в Фонд обороны поступило около миллиона рублей, более десятка лам получили благодарность от верховного главнокомандующего.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров объявлял, что запрет на въезд далай-ламы снимут, если он не будет заниматься политикой и сконцентрируется исключительно на религиозной деятельности. В апреле нынешнего года далай-лама официально снял с себя полномочия главы Тибетского правительства в изгнании. Однако в МИД РФ от комментариев по поводу снятия запрета на въезд далай-ламе отказываются. Российские буддисты в свою очередь опасаются, что им так и не удастся увидеть своего духовного лидера: далай-ламе уже 76 лет. В 2008 году, опасаясь возмущения китайцев, в нашу страну не пустили знаменитого ламу Лачунг Римпоче, а спустя несколько недель 74-летний лама умер.

СПРАВКА

Буддизм относится к одной из четырех традиционных религий мира наряду с христианством, исламом и иудаизмом. Буддистов в России насчитывается около 1,6 млн. человек. Эту религию исповедуют народы Калмыкии, Бурятии и Тувы. В России действуют более 30 буддистских храмов (дацанов). В Санкт-Петербурге как столице Российской империи дацан построили в 1915 году. Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV – лауреат Нобелевской премии мира (1989 г.) и обладатель высшей награды США – Золотой медали конгресса (2006 г.). С конца 70-х до середины 90-х годов регулярно посещал СССР и Россию. В 1990-м году далай-ламу наградили советским орденом Дружбы народов, в 1994-м далай-лама выступил в Госдуме. Последний раз посетил Россию в 2004 году, прилетев в Калмыкию, причем визу далай-ламе дали однократную и на один день.

"