Posted 20 мая 2013,, 20:00

Published 20 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Исключение из правил

Исключение из правил

20 мая 2013, 20:00
Страшная трагедия произошла в конце минувшей недели в Самаре. В центре города мотоциклист, которого долго преследовали инспекторы ДПС, сбил девушку, а сам вылетел из сиденья и от полученных травм скончался. Местные байкеры уже обвинили в происшедшем сотрудников ГИБДД – дескать, они не должны были гнаться за лихачом, ко

«В Воронежской области мотоциклист без прав врезался в иномарку», «Пьяный мотоциклист попал в больницу после ДТП», «Мотоциклист сбил ребенка», «Скутерист протаранил легковушку» – это всего лишь несколько сообщений с лент информагентств за последние три дня. Схожая авария произошла несколько дней назад в центре Ульяновска – новичок на мотоцикле, приобретенном две недели назад, на полной скорости врезался в велосипедиста. 65-летний пенсионер погиб, а сам мотоциклист до сих пор находится в больнице.

В конце апреля Госдума приняла в третьем чтении закон, вводящий ряд новых категорий автотранспортных средств: «Tm» (трамваи), «Tb» (троллейбусы) и «М» (мопеды, скутеры и квадроциклы). Это означает, что транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 километров в час (а именно такими показателями обладает большинство популярных моделей мопедов) потребуют проверки знаний ПДД. Подтвердить такие знания должно водительское удостоверение категории «М». По оценкам депутатов, все больше аварий на дорогах происходит с участием мопедов и скутеров, несмотря на тот факт, что ранее этот транспорт не подлежал государственной регистрации и не требовал наличия водительских прав.

Введение прав для владельцев мопедов и скутеров многими было воспринято с воодушевлением. Однако эксперты, опрошенные «НИ», уверены: на дорогах мало что изменится. «Почему-то многие уверовали в то, что если мотоциклисты и скутеристы получат права, то дорожная обстановка сразу же автоматически улучшится, станет происходить меньше аварий, а люди перестанут погибать. Однако это миф, имеющий весьма слабое отношение к реальности», – заявил «НИ» руководитель санкт-петербургской «Мотошколы-1» Игорь Неверов.

Проблема двухколесного транспорта на дорогах имеет несколько аспектов, уверен эксперт. «Во-первых, желающим ездить на мотоциклах и скутерах просто негде учиться, – продолжает г-н Неверов. – Специализированных автошкол практически нет в регионах. Большинство тех, кто передвигается на двух колесах, являются самоучками, а это далеко не всегда хорошо. Во-вторых, получить права для вождения мотоцикла не составляет особого труда. Чтобы сдать экзамен в ГИБДД, надо лишь часа три предварительно позаниматься – у нас не проверяют, может ли человек ездить на мотоцикле по городу. Сдача экзамена – чистой воды формальность. Например, в Европе все гораздо сложнее – там, чтобы официально сесть за руль мотоцикла, надо учиться не меньше года. Можно сейчас заставить всех скутеристов получить права. Но неужели кто-то всерьез думает, что с правами они будут как-то иначе ездить?»

Отдельный вопрос касается работы ГИБДД с мотоциклистами и скутеристами. «По сути, никакой работы не ведется, – констатирует Игорь Неверов. – Инспекторы работают лишь постфактум – после того, как произошла очередная авария. Но о профилактике, как правило, речи не идет. Мотобатальоны в составе ГИБДД есть, пожалуй, только в Москве и Питере, причем там, надо отдать должное, работают не толстопузые полицейские, а профессиональные спортсмены, которые могут догнать нарушителя на байке и популярно объяснить ему, что он не прав. В остальных регионах ничего подобного нет. Инспекторы боятся за ними гоняться на машинах из-за большого риска аварии».

Наиболее сложный вопрос – вопрос культуры, говорит Игорь Неверов. «Я – человек, который передвигается и на мотоцикле, и на автомобиле. Поэтому мне вполне понятны причины противостояния автомобилистов и байкеров. Однако опытный мотоциклист никогда не будет лихачить и устраивать гонки на городской дороге. В основном этим грешат новички – купили аппарат и решили, что им все можно. Из-за них ко всем байкерам у автосообщества формируется вполне определенное негативное отношение», – с сожалением признает эксперт. Однако, добавляет он, и некоторые автомобилисты любят демонстрировать неуважение тем, кто передвигается на двух колесах, – например, всячески препятствуют обгону.

По официальным данным Госавтоинспекции, доля ДТП с участием скутеров и мопедов в общем объеме ДТП с мотоавтотранспортом на сегодняшний день составляет 41,4%, а в некоторых регионах страны превышает 60%.

В отличие от России, в большинстве стран мира установлена обязанность получать права на вождение транспортных средств даже с объемом двигателя до 50 куб. см. Например, в Великобритании для управления скутерами подростки обязаны иметь временные права, которые можно получить в 16-летнем возрасте. В Испании для управления скутером необходимо иметь специальные права, которые можно получить с 15 лет, а вот право перевозить пассажиров на заднем сиденье юный водитель получает только с 16 лет. В Дании мопеды подразделяются на «малые» и «большие». Так, «малые» мопеды имеют ограничение скорости до 30 км/ч, а «большие» – до 45 км/ч. Чтобы управлять «малым» мопедом, водитель должен достичь 16-летнего возраста и иметь соответствующую лицензию. При этом для управления «большими» мопедами надо иметь права на вождение автомобиля или мотоцикла, минимальный возраст при этом – 18 лет.

Мотоциклистов необходимо обязать не только получать соответствующие права, но и проходить курсы обучения, уверен депутат Госдумы Антон Беляков. «Современные мотоциклы сильно отличаются от своих предшественников по техническим характеристикам. Спортивные мотоциклы развивают скорость до 400 км/ч и являются очень опасным видом транспорта. Я сам являюсь владельцем мотоцикла и прекрасно знаю, что управлять им намного тяжелее, чем автомобилем. Несмотря на хорошие навыки вождения, стараюсь не брать с собой пассажира, потому что это очень большая ответственность», – пояснил г-н Беляков «НИ».

На скутерах зачастую катаются подростки и нетрезвые граждане, говорит в беседе с «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, решение проблемы не должно ограничиваться только получением водительских прав. «Их необходимо обязать получать полис ОСАГО. Ведь в случае ДТП второй участник аварии не оберется множества проблем, если у мотоциклиста нет страховки», – добавляет г-н Похмелкин. Он также упрекает

Госавтоинспекцию в слабой работе с мотосообществом. «Думаю, что инспекторы ДПС просто не хотят связываться с этой категорией водителей по одной простой причине – как правило, с них нечего взять», – предполагает наш собеседник.

ГИБДД элементарно не хватает ресурсов для того, чтобы следить еще и за мотоциклистами, полагает руководитель одной из региональных автомобильных общественных организаций Дмитрий Ежов. «Инспекторов ДПС стало на дорогах в несколько раз меньше. Вот и получается, что за беспредельщиками на двух колесах следить просто-напросто некому», – заявил «НИ» г-н Ежов. По его словам, «на сегодняшний день скутеристы представляют серьезную общественную опасность». «Скутер стоит примерно 25–30 тысяч рублей. Не секрет, что сейчас их покупают вскладчину: пацаны во дворе сбросятся по 2–3 тысячи рублей, а потом гоняют на них по очереди, зачастую в нетрезвом виде, – говорит Дмитрий Ежов. – Поэтому требуется ужесточение действующего законодательства – вплоть до конфискации транспортного средства. Попался без прав – отдай скутер. Другого выхода я не вижу».

Предложение Дмитрия Ежова – еще далеко не самое суровое. Сегодня уже звучат идеи вообще запретить ввоз и реализацию скутеров на территории России. «Это действительно страшная картина, когда десятилетние подростки носятся на скутерах в интенсивном потоке машин, пренебрегая всеми правилами, – признается в разговоре с «НИ» глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Мы как раз сейчас создаем авто- и мотодружины, которые на добровольной основе будут следить за такими «ездоками» и вылавливать их».

Упреки Госавтоинспекции в слабом контроле над мотоциклистами и скутеристами безосновательны, заявил «НИ» заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. «Они такие же участники дорожного движения, никаких поблажек по отношению к ним нет. Получение прав поможет во многом изменить ситуацию – те, кто ездит на скутерах, выучат хотя бы Правила движения», – пояснил представитель ГИБДД. Что касается мотобатальонов, то создавать их повсеместно, по мнению г-на Кузина, «нецелесообразно и нерентабельно, поскольку полицейские мотоциклы с учетом климатических условий нашей страны будут восемь месяцев стоять в ангарах без дела».

НЕМЕЦКИЕ МОТОЦИКЛИСТЫ И СКУТЕРИСТЫ ПОЧТИ НЕ СОЗДАЮТ АВАРИЙ

Права на управление скутером, скорость которого не может превышать 25 км/ч, в Германии можно получать с 15 лет. Занятия проходят в обычной автошколе, но в специальной группе. Заниматься теорией нужно шесть раз по 90 минут, причем в группе не должно быть больше 20 человек. «Отъездить» до экзамена можно всего 90 минут. Во время сдачи на права преподаватель и принимающий экзамен едут сзади на машине, а претендент на получение прав слушает команды через наушники.
Права будущему водителю скутера обходятся приблизительно в 600 евро. Их обладатель должен всегда ездить в шлеме и никогда не выезжать на автобан. Существует и специальная страховка для тех, кто водит скутер, и без нее садиться за руль этого транспортного средства вообще запрещено. На дороге скутер не имеет права обгонять машины там, где обгон запрещен, а обязан двигаться в общем потоке. Аварии с этим видом транспорта случаются крайне редко.
С мотоциклами все сложнее. Экзамен на управление мотоциклом по сложности ничуть не легче, чем на управление автомобилем, и количество часов теории и практики вождения до сдачи экзамена тоже нисколько не меньше. Мотоциклист не имеет права лавировать и объезжать машины, извлекая преимущества из своей маневренности и малых в сравнении с машинами габаритов. И законопослушные немецкие мотоциклисты, равно как и законопослушные немецкие скутеристы, правила дорожного движения нарушают крайне редко.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


В США ИНВАЛИДЫ, ЕЗДЯЩИЕ НА СКУТЕРАХ, НЕ ОБЯЗАНЫ СДАВАТЬ НА ПРАВА

В США на водителей скутеров распространяются те же правила и ограничения, что и на водителей мотоциклов. Эти правила были введены в Штатах в 1903 году одновременно с утверждением правил управления всеми видами четырехколесного транспорта. Для того чтобы получить удостоверение, мотоциклисты и водители скутера должны сдать экзамен на соблюдение всех правил дорожного движения без каких-либо послаблений. Они не имеют права ездить по тротуарам, пересекать линии трафика или мчаться со скоростью, превышающей стандарт дорожного движения.
Исключением являются только специальные скутеры, предназначенные для инвалидов, которые продаются в специализированных магазинах и используются наравне с электроколясками. Их владельцам не нужно сдавать экзамены. Скутеры инвалидов оснащены двигателями, гарантирующими очень низкую скорость движения, не намного превышающую скорость быстрого пешехода. Поэтому инвалидам разрешено ездить на своем транспорте по тротуарам и велодорожкам.
Обычные скутеры не пользуются популярностью в США и очень редко встречаются на дорогах. А вот популярность мотоциклов с каждым годом растет. В 2001 году в США было зарегистрировано почти 5 миллионов мотоциклов, а спустя почти десять лет, в 2012 году, их численность возросла до 9,5 миллиона. Еще в 1924 году в США была образована Ассоциация мотоциклистов, открывшая в каждом крупном американском городе клубы для любителей такого транспорта, организующая гонки и праздничные демонстрации. Организация мотоциклистов Congressional Motorcycle Caucus была недавно создана и в Конгрессе для отстаивания спортивных интересов мотоциклистов. По ее инициативе все мотоциклетные двигатели теперь оснащаются устройствами, сокращающими выброс в атмосферу вредоносных углекислых газов.
Ежегодный рост численности мотоциклетного транспорта в стране, однако, провоцирует обилие дорожных катастроф. На фоне общего снижения количества аварий мотоциклы, как сказал глава административной службы U.S. Bureau of Transportation Statistics Дэйвид Стриклэнд, портят всю картину. Г-н Стриклэнд заявил, что в прошлом году количество нарушений мотоциклистами дорожных правил выросло на 14,7%. По настоянию этой организации мотоциклисты теперь наказаны: допустимый уровень содержания алкоголя в крови для мотоциклистов понижен до 0,5 промилле, когда как для автомобилистов он составляет 0,8 промилле.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"