Posted 20 апреля 2009,, 20:00

Published 20 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Министр культуры Хабаровского края Александр Федосов:

20 апреля 2009, 20:00
В целом ряде субъектов РФ сокращаются расходы на театральные постановки, на нужды досуговых учреждений. Однако на Дальнем Востоке ситуация выглядит несколько иначе. О том, как кризис отразился на культуре, а также о творческих успехах Хабаровского края рассказал в интервью «НИ» министр культуры Александр ФЕДОСОВ.

– Александр Вячеславович, во многих регионах культура стала главной отраслью, на которой экономят деньги. Как обстоят дела у вас?

– Когда в стране только заговорили о финансовом кризисе, наш губернатор Виктор Ишаев заявил: Хабаровский край экономить на культуре не будет. Мы по-прежнему получаем средства в полном объеме. Учреждения культуры финансируются на 102%. В прошлом году на культуру было выделено 3,8 % от консолидированного бюджета – 2,2 млрд. руб. Это выше уровня 2007 года в три раза. В 2005 году, когда я стал министром, краевые учреждения культуры приносили доход в размере 17 млн. руб. Теперь они зарабатывают свыше 140 млн. руб.

– Как вы этого добились?

– Губернатор издал постановление, разрешающее использовать до 50% заработанных средств на заработную плату и надбавки. В итоге у работников на местах появился стимул привлекать больше зрителей в театры или проводить выездные концерты.

– В условиях кризиса многие зрители на театрах экономят…

– В Москве, наверное, экономят. Но там и цены на билеты в театр высокие. В Хабаровске пока еще посещаемость хорошая. Отмечу также, в начале этого года наметился прилив специалистов, потому что в бизнес-структурах прошли сокращения, и люди с библиотечным, театральным, музыкальным образованием вернулись в нашу отрасль. Пополнился штат библиотек, музыкальных школ и так далее.

– Заработная плата, как водится, у работников культуры мизерная?

– Минуточку. Например, артисты Хабаровского симфонического оркестра получают в среднем 19–21 тыс. руб. Мы этого добились, при том что прожиточный минимум в крае составляет 6 тыс. руб. Я уже не говорю о том, что у нас вышло постановление, где главному дирижеру симфонического оркестра была установлена губернаторская надбавка в размере 25 тыс. руб., а каждому из музыкантов (их у нас 75) – 3158 руб. Это было три года назад. Сегодня эти надбавки с учетом индексации выше.

– Считается, что в Хабаровск трудно пригласить режиссера из европейской части России…

– К сожалению, такая проблема есть. Но после того как Музыкальный театр стал лауреатом двух «Золотых масок», губернатор выделил семь квартир для творческих работников. Едет в Хабаровск приглашенный режиссер – у него уже ключи от квартиры в кармане.

– От служебной квартиры…

– Но десять лет отработайте, и квартира перейдет в вашу собственность.

– И остаются?

– У нас была проблема – долго не могли найти главного дирижера Хабаровского симфонического оркестра. И вдруг из Петербурга приехал молодой музыкант, выпускник консерватории Илья Дербилов. Все боялись, что он уедет, и оркестр распадется. Но этого не произошло, он работает уже два года, и в оркестр пришли молодые музыканты. Так что дело не в кризисе.

– Чтобы зрители пришли в зал, нужно их чем-то увлечь. Как вы поднимаете престиж местных спектаклей и концертов?

– Это проблема. В Хабаровске часто сетуют: «Вот, мол, на западе хорошо», – имея в виду Москву и Петербург. Но я говорю своим подчиненным: «У нас не хуже, просто вы не умеете о себе заявить». В регионах, к сожалению, закрепилась старая советская закалка – люди не ценят себя. Вот вам такой пример. Когда спектакль Музыкального театра «Самолет Вани Чонкина» был номинирован на «Золотую маску», у нас он шел, как и любой другой спектакль, билеты можно было легко купить. Мы привезли его в Москву, и что там началось! У меня за квартал до входа в театр спрашивали, нет ли лишнего билетика. Я думал: «Куда мы приехали?» И когда опустился занавес, нам 15 минут бисировали стоя. В итоге театру досталось две «Маски». И Андрей Максимов сказал, что очень благодарен судьбе за то, что посмотрел спектакль провинциального театра, и что мы вдохнули в москвичей надежду – театр будет жить.

Справка «НИ»

Автомобиль «Фольксваген-Жук» начал производиться в 1938 году. Его автором-изобретателем стал Фердинанд Порше. У первых экспериментальных моделей расход бензина составлял от шести до семи литров на сто километров, а максимальная скорость – до ста километров в час. Это были невиданные для того времени показатели. К тому же стоил такой автомобиль всего 990 рейхсмарок (5000–6000 современных долларов).

По сравнению с довоенными моделями конструкция «Жука» изменилась весьма незначительно.

Его производство по лицензии или сборку вели многие страны, в том числе Бразилия (с 1959 года), ЮАР (с 1956 года), Нигерия, Мексика (с 1964 года), Перу.

"