Posted 20 апреля 2008,, 20:00

Published 20 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:10

Updated 8 марта, 08:10

Загнать в катакомбы

Загнать в катакомбы

20 апреля 2008, 20:00
В борьбе за недвижимость Московская патриархия не ограничивается конфликтами с музейщиками и студентами. В Арбитражном суде Владимирской области скоро начнется рассмотрение исков областного управления Росимущества к Суздальской епархии Российской Православной автономной церкви (РПАЦ) об изъятии используемых ею памятник

Как только не именуют Российскую Православную автономную церковь – и «сектой», и «раскольниками», и «шайкой педофилов». Последний ярлык на РПАЦ пытались наклеить, когда против ее главы митрополита Валентина (Русанцова) выдвинули обвинение в совращении малолетних, доказательств чему, впрочем, не нашлось. Что же касается сектантства и раскольничества, то РПАЦ возводит свое происхождение к так называемой катакомбной церкви – той части духовенства и мирян, которые не последовали в 1917 году на чужбину, но и не стали присоединяться к патриархии.

В годы перестройки их потомки уже могли не страшиться гонений. К тому же в церковной жизни в России сложилась весьма необычная ситуация: Архиерейский Собор Зарубежной Церкви принял «Положение о свободных приходах» на территории СССР. 8 апреля 1990 года клирик РПАЦ архимандрит Валентин (Русанцов) объявил о своем уходе вместе с общиной Цареконстантиновского храма в Суздале в «зарубежную» юрисдикцию. Полгода спустя он был поставлен епископом Суздальским и Владимирским. Когда его пути разошлись с путями «зарубежников», была зарегистрирована вначале «свободная», а затем «автономная» церковь. Сегодня она насчитывает 60 приходов (не считая тех, которые, подчиняясь владыке Валентину, остаются в катакомбах – служат по избам и квартирам). Общины РПАЦ есть на Украине, в Латвии, Болгарии, Великобритании, США и Аргентине.

За 18 лет существования РПАЦ не раз подвергалась прессингу, но расколоть ее так и не удалось. Не помогли ни провокационные сюжеты на центральных телеканалах, ни клеветнические статьи в местной печати. Сегодня атака на смутьянов началась на имущественном фронте. В Арбитражном суде Владимирской области в начале мая будут рассмотрены иски территориального управления Росимущества к Суздальской епархии РПАЦ.

Как пояснил адвокат Сергей Моченов, защищающий интересы РПАЦ, поводом для обращения в суд послужили неточности в наименовании юридического лица, которому памятники истории и культуры передавались: в некоторых документах вместо слова «автономная» присутствуют определения «свободная» или «зарубежная». «Спор о принадлежности храмов, – пояснил г-н Моченов, – затеян на основании того, что охранные договоры были переданы организации, которой уже не существует. Но дело в том, что в имеющихся у Суздальской епархии договорах прописано, что памятники передаются в бессрочное безвозмездное пользование. Управление Росимущества утверждает, что епархия не является преемником организации, в пользование которой отдавались храмы. Мы пытаемся эту преемственность доказать».

Главенство РПАЦ не сомневается: тяжба затеяна Московской патриархией – ведь именно ей в случае победы в суде чиновников отойдут 15 суздальских храмов, которые буквально из руин поднимали простые верующие на собственные деньги, и где сегодня идут богослужения. Управляющий делами РПАЦ епископ Борисовский и Отрадненский Федор (Гинеевский) сокрушается: «Все помнят, как в начале 90-х власти шли нам навстречу, говорили: «Принимайте храмы, обустраивайте, молитесь, возрождайте веру!» Тогда никаких сегодняшних трудностей не предвиделось».

Для прихожан РПАЦ угроза потерять нажитое с таким трудом велика. 17 апреля губернатор Владимирской области Николай Виноградов и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) подписали новое Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает передачу ряда объектов религиозного значения в пользование Владимирской епархии. В их число входят и те 15 храмов, о которых идет речь. Представители управления Росимущества по Владимирской области от комментариев воздерживаются, поскольку им «не рекомендовало это делать до решения суда руководство в Москве».

Что касается будущего РПАЦ в случае поражения в суде, то митрополит Валентин говорит без обиняков: «Я вышел из катакомб (митрополит воспитывался катакомбной монахиней. – «НИ»), и, по всей вероятности, нам придется вернуться в катакомбы».

"