Posted 19 декабря 2007,, 21:00

Published 19 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Тридцатка за пятерку

Тридцатка за пятерку

19 декабря 2007, 21:00
В начале недели администрация Кемеровской области решила увеличить ежемесячные выплаты школьникам. Ученики, закончившие четверть на «отлично», получают стипендии из областного бюджета уже шесть лет. Деньги за успеваемость получают ребята и в других областях России. Преподаватели считают это новшество хорошим стимулом д

В начале 90-х ученики российских школ с завистью смотрели на одноклассников, которым родители давали 5 рублей за пятерку. Теперь у ребят появился шанс заработать «не отходя от парты». К примеру, в прошлом году губернатор Ульяновска выплатил по 100 рублей всем, кто не получил за первое полугодие ни одной четверки. Сумма, конечно, небольшая. Чиновники оправдывались тем, что областной бюджет позволяет платить за пятерку не больше 67 копеек в день.

В других регионах практикуют более оригинальные формы материального стимулирования отличников – «натурой». В Саранске в гимназии № 23 за пятерку полагается банка сгущенного молока. В Воронежской области первых учеников балуют мандаринами и бананами, а в Красноярске «чупа-чупсами». В Старостепановской средней школе Пензенской области педагоги и дети разбили во дворе огород и наладили реализацию овощей. Вырученные деньги идут на премии отличникам – по 30 рублей за пятерку. А вот в Новосибирске поощрять школьников взялся крупный банк. Уже три года он выплачивает стипендии лучшим ученикам города. И еще как сработало: число стипендиатов выросло с 32 до 290. Ежемесячно они получают по 500 рублей.

Но больше всего преуспевают ученики Кузбасса. Денежное поощрение из бюджета Кемеровской области там практикуется с 2001 года. На школьные стипендии уже выделено 5 млн. 300 тыс. рублей. К зимним каникулам им приготовили подарок – прибавку. Теперь ученики начальных классов будут получать по итогам каждого полугодия 400 рублей, с пятого по девятый класс – 600, а старшеклассники – тысячу.

Детям нравится. Что касается учителей, они до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос: а нужно ли вообще поощрять школьников рублем? С одной стороны, получается, что мы растим не умников и умниц, а корыстолюбцев. С другой – прилежание все-таки растет. «Я думаю, что деньги – хороший стимул для учебы, – рассказал «НИ» директор школы-пансионата «Сосновый бор» в Калужской области Анатолий Бабур. – Правда, самые одаренные дети, как правило, учатся неровно. По любимым предметам у них одни пятерки, а по другим могут быть и тройки».

Вызывает сомнение и денежное поощрение первоклашек. По мнению педагогов, до 10 лет ребенка вообще лучше не приучать к обращению с деньгами. «Выдавать стипендии лучше с 7–8 классов, – пояснила «НИ» учитель информатики московской школы № 842 Ольга Макарова. – В этом возрасте дети вступают в переходный период, начинают соревноваться друг с другом. Но, конечно, стипендии должны выдаваться не по принципу: нравится или не нравится школьник учителю. Поэтому в выборе достойных стипендии должны принимать участие также их одноклассники и родители».

Именно контроль над распределением денег вызывает больше всего сомнений у экспертов. «Сейчас наш фонд поощряет ребят в двух московских школах, – сообщил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Этот эксперимент мы начали в 1996 году. Зарекомендовал он себя хорошо, но до внедрения по всей России дело не дошло. Опасения противников инициативы не беспочвенны. Стипендии легко могут превратиться в распределение денег только «среди своих». К тому же нельзя исключать, что школьные стипендии станут скрытой формой заискивания учителей перед родителями». Так что до поголовного материального поощрения всех отличников страны дело вряд ли дойдет.

"