Posted 19 декабря 2004,, 21:00

Published 19 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Клаус Поттхофф

Клаус Поттхофф

19 декабря 2004, 21:00
Все современные легковые автомобили до недавних пор делились на седаны, хэтчбеки и универсалы, не считая кабриолетов, родстеров и купе. Но, похоже, что теперь к ним добавился еще один, совершенно новый тип кузова – спортбек (Sportback). На рынке появился первый автомобиль с таким кузовом –Audi A3 Sportback. Машина была

– Клаус, вы впервые в Москве?

– Нет, однажды я здесь уже был как студент в 1987 году. Сегодняшняя Москва сильно отличается от той, которую я видел 17 лет назад. Теперь она очень похожа на другие европейские столицы.

– Да, времена изменились, и теперь все автомобильные новинки появляются в России практически сразу после премьеры. Audi A3 Sportback – не исключение. Чем же отличается новая модель от старой, кроме того, что ей прибавили две двери?

– Мы хотели сделать не просто пятидверную версию трехдверной модели, как это было с предыдущим поколением Audi A3. Перед нами стояла задача – создать что-то особенное, функциональное и спортивное одновременно. Мы сделали акцент на спортивности. И в итоге нам, как мне кажется, удалось создать необычную, не похожую на другие машину для молодых и дерзких – тех, кто открыт жизни, очень мобилен и активен.

– Когда смотришь на этот автомобиль, то с первого взгляда даже непонятно, что это – хэтчбек или универсал…

– Но только с первого взгляда. А потом понимаешь, что это не хэтчбек и не универсал. Низкая линия окон и крыши как бы прижимает машину к земле и создает купеобразный силуэт, но это не спорткар. Некоторые функциональные моменты вроде бы напоминают универсал, но по задним фонарям и линии багажника видно, что это не универсал. Это спортбек – совершенно новый тип кузова, который имеет хорошие перспективы стать родоначальником нового класса автомобилей. Но хочу подчеркнуть, что это не семейный, а спортивный автомобиль. О чем говорят новейшие двигатели мощностью до 250 лошадиных сил, полный привод quattro, революционная трансмиссия DSG и динамическая подвеска Audi A3 Sportback.

– А кто автор новаторской идеи? Вы?

– Идея создания сегмента спортбеков – результат совместной работы двух подразделений – маркетинга и дизайна. Маркетологи исследовали рынок, все просчитали, и было решено работать над созданием нового сегмента.

– По каким деталям экстерьера можно узнать Audi A3 Sportback?

– Ее главные отличительные признаки – наша новая фирменная, трапециевидная решетка радиатора, которая уже есть у последних Audi A6 и A8, и задние фонари. Кроме того, есть модификация со стеклянной крышей, которая появится у наших российских дилеров в 2005 году. Специально для этой модели колористы придумали 23 цвета кузова.

– Почему для эксперимента был выбран компакт-класс?

– Просто во всех классах у нас машины пятидверные, и была только одна модель с тремя дверьми – А3.

– А как вы расцениваете перспективы компакт-класса вообще?

– Думаю, его популярность возрастет. За последние годы статус маленьких по кузовному классу автомобилей вырос в глазах потребителей. И скоро престижность автомобиля будет определяться не только и не столько его размерами, сколько его качеством, функциональностью и возможностями, которые он предоставляет своему хозяину.

– Audi A3 Sportback – ваша первая машина для ингольштадтского концерна?

– Нет, я в Audi с 1991 года, и моей первой машиной была предыдущая «шестерка». Я участвовал в создании Audi TT. Затем у меня было три года работы на бренд Volkswagen (Audi AG принадлежит концерну Volkswagen – Авт.), где я трудился в департаменте коммерческих автомобилей и участвовал в создании внедорожника VW Touareg и минивена VW Touran. Но потом я вернулся в Audi, о чем совершенно не жалею. Сейчас я отвечаю за дизайн кузовов всех моделей – от «трешки» до «восьмерки». И, конечно, за концепты.

– Говорят, кузов новой Audi TT, которую начнут выпускать в 2006 году, будет полностью сделан из алюминия. Это будет уже третья «алюминиевая» машина концерна после A2 и A8…

– Это не совсем так, мы не делаем полностью алюминиевые автомобили. В моделях используются и стальные, и алюминиевые кузовные детали, просто доля алюминия больше, чем обычно. Доля его будет расти, но от стали никто не собирается отказываться.

– А для дизайнеров имеет значение, из какого материала делается кузов?

– Да, конечно, очень большая разница.

– И с чем легче и интереснее работать?

– Лучше всего с пластиком, из него можно создать любую форму. Но для больших кузовных деталей пластик недостаточно качественный материал. Из алюминия формировать детали сложнее, потому что он не так эластичен, как сталь, и с ним мы ограничены в своих возможностях в создании тонких линий.

– То есть более красивый и изящный кузов – стальной?

– Да, но тогда машина получается тяжелой. Алюминий же дает легкость автомобилю. Мы стараемся использовать его по максимуму, но не в ущерб красивым формам.

– Куда движется мировая дизайнерская мысль?

– На мой взгляд, сейчас дизайнеры пытаются найти какие-то новые отличительные формы для автомобилей, подчеркивающие характер, темперамент моделей. Многие компании, и мы относимся к ним, заняты поиском индивидуальности будущих автомобилей. Возможно, я говорю о машинах как о людях, но это действительно так, ведь не секрет, что хозяева часто одушевляют свои автомобили. В последние годы был серьезный всплеск ретродизайна, реинкарнировали Mini, New Beetle… Но будущее не за ними. Основным направлением, по-моему, станет поиск новых форм выражения того, как должна выглядеть машина будущего.

– И чему будет уделяться внимание – экстерьеру или интерьеру автомобилей?

– Сегодня, чтобы привлечь покупателя, производители делают акцент на внешности, автомобилей. А в будущем, думаю, произойдет переориентация на внутренний мир. Машины становятся все более технически оснащенными внутри, водитель должен управлять всеми этими компьютерными, навигационными и прочими системами. И нам придется работать над тем, чтобы он чувствовал себя комфортно в напичканной электроникой машине. Первый шаг в этом направлении мы уже сделали – оборудовали новую «восьмерку» MMI-интерфейсом. Это небольшой джойстик, позволяющий управлять всеми устройствами автомобиля через одну кнопку.

– Сейчас многие говорят о влиянии немецкой школы дизайна на автомобилестроение в целом…

– Да, немецкое направление довольно крепкое, и дизайнеры из Германии действительно оказывают определенное влияние на общие тенденции в автомире. Но последние 10 лет динамично развивается дизайнерская мысль и во Франции.

– Над чем сейчас работают дизайнеры Audi?

– Мы только что закончили новую Aidi ТТ – ту самую, про которую вы спрашивали. И уже начали работать над новой «четверкой».

– Это будет что-то необычное?

– Нет, я не могу сказать, что это будет революционный автомобиль. Взрывать рынок – не наша философия. В дизайне мы стараемся постоянно идти вперед, но не прыжками, а шагами.

– Работа над какой моделью запомнилась вам больше всего, потому что было очень тяжело, но при этом интересно?

– Конечно, это работа над созданием концепта Audi Le Mans quattro. Это был автомобиль, отличавшийся от всего того, что я делал раньше. Надо было создать, с одной стороны, машину-мечту, а с другой, чтобы она годилась и для реальной жизни, чтобы не была экстремально отталкивающей из-за своей футуристичности. Ситуация осложнялась тем, что у нас было всего пять месяцев до Франкфуртского автосалона, чтобы реализовать нашу задумку. Но все получилось… Труд дизайнера – это непрерывный процесс. И оконание работы на одной моделью всегда означает начало работы над другой.

"