Posted 19 ноября 2003,, 21:00

Published 19 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Третья попытка

19 ноября 2003, 21:00
Вчера в Пятигорске краевой суд присяжных вынес оправдательный приговор Ильясу Саралиеву, обвинявшемуся в организации террористического акта на вокзале Пятигорска в октябре 2000 года. Тогда в результате взрыва два человека погибли, а пятеро получили ранения.

В течение месяца присяжные усиленно вникали в детали этого скандального дела. Скандального не столько по тяжести вменявшегося в вину преступления, сколько из-за того, что рассматривать его приходилось уже по третьему кругу.

«Круг первый» был пройден в августе 2001 года, когда присяжные, полностью сняв обвинения с Ильяса Саралиева, предполагаемого организатора теракта, и Владимира Муханина, предполагаемого исполнителя, вынесли обоим оправдательный вердикт по статье «терроризм».

Спустя несколько месяцев по протесту прокуратуры дело вернулось на новое рассмотрение. В январе 2002 года суд присяжных уже в новом составе, изучив материалы того же самого дела, признал Владимира Муханина виновным в совершении преступления, в результате чего последний был приговорен к 19 годам лишения свободы. Саралиева тогда «эта чаша» миновала, так как чеченец, не дожидаясь повторного рассмотрения и не надеясь больше на благосклонность переменчивой Фемиды, предпочел скрыться.

Задержали его только в июне нынешнего года, вновь предоставив суду присяжных возможность решать вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Суд, теперь уже в третьем составе, в начале октября приступил к изучению многочисленных папок все того же уголовного дела о взрыве, о котором даже сами жители города начали забывать.

Впрочем, освежать в памяти события трехлетней давности все же пришлось четырем десяткам свидетелей, вызванным в суд для дачи показаний. Одним из них был бывший участковый УВД Пятигорска, а теперь заключенный «Мордовлага», Владимир Муханин, которого, по данным следствия, Ильяс Саралиев вовлек в преступную группу, предложив за 5 тыс. рублей подбросить в урну на вокзале взрывное устройство.

Основной свидетель на суде заявил, что с Саралиевым познакомился только в марте 2001 года на очной ставке в прокуратуре и показания дал против него исключительно под моральным и физическим давлением. На самом же деле ни он сам, ни Саралиев никакого преступления не совершали.

Саралиев в свою очередь подтвердил, что никогда раньше не был в Пятигорске, ни в каких преступных группах никогда не состоял и соответственно взрывных устройств никому не передавал. Он поведал присяжным, что всего у него четверо детей, ради которых он всю сознательную жизнь тяжело работает. Обвиняемый также рассказал, что ничего не слышал о пересмотре дела, и у него даже в мыслях не было от кого-либо скрываться, так как никакой вины за собой он не чувствовал. После освобождения в зале суда в августе 2001 года он просто выехал из Чечни на заработки и даже не предполагал, что его объявили в розыск.

Присяжные, которые должны были принимать решение о виновности или невиновности подсудимого исключительно по своему внутреннему убеждению, к рассказу отца четверых детей отнеслись с сочувствием, полностью оправдав его по статье «терроризм».

В результате Саралиев, к радости многочисленных родственников, вышел на свободу, а Владимир Муханин под скорбными взглядами родителей вновь отправился в лагерь отбывать оставшиеся 16 лет лишения свободы. В суде отцу и матери Муханина объяснили, что оправдание Ильяса Саралиева к приговору их собственному сыну никакого отношения не имеет, поскольку означает только одно: вероятно, Владимиру взрывное устройство передал не Ильяс Саралиев, а кто-то другой.

"