Posted 20 августа 2019,, 14:47

Published 20 августа 2019,, 14:47

Modified 7 марта, 15:40

Updated 7 марта, 15:40

Цифра дня: 78% россиян не боятся, что их на работе заменят роботы

Цифра дня: 78% россиян не боятся, что их на работе заменят роботы

20 августа 2019, 14:47
Фото: flickr.com
ВЦИОМ провёл исследование, которое вроде как показало уверенность людей в завтрашнем дне. Особенно сильна она среди жителей городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург (83%) - их население не боится конкуренции на работе со стороны роботов.

Роботизация стремительно шагает по миру, и люди уже испытывают на себе её последствия, оставаясь без работы. В прошлом году даже члены Союза кулинарных работников в американском Лас-Вегасе устраивали забастовку, требуя предоставить гарантии от замены их роботами. А Пётр Шкуматов предупреждает, что в России теоретически роботизация может отнять работу у 7 млн водителей.

Но люди, как выяснилось, не боятся конкуренции с автоматикой, и на это есть причины. Во-первых - степень автоматизации производства в России крайне низкая. Согласно исследованию Международной федерации робототехники, мировой лидер по количеству роботов на 10 000 работающих людей – Южная Корея с 631 роботом. В тройку лидеров входят Сингапур (488 роботов) и Германия (309 роботов). В среднем же в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей преимущественно развитые страны, насчитывается по 74 робота на 10 000 человек. Россия же в самом хвосте: у нас, как и на Филиппинах и в Индии, лишь по 3 робота. Во-вторых - по производительности труда Россия находится на предпоследнем месте среди стран ОЭСР: у нас в среднем одним человеком за час производится продукция на 25,6 долларов. Хуже только в Мексике (21,6 доллара). Всё держится на дешёвой рабочей силе. Так что у России колоссальный запас по возможностям роботизации, и в одночасье такое масштабное преобразование провести невозможно. Автоматизация производства – процесс дорогой, поскольку без импортного оборудования не обойтись.

Согласно исследованиям Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ЦКИ ВШЭ), 38% предприятий предпочитают импортное оборудование (это близко к докризисному уровню, а каждое пятое предприятие выбирает подержанную технику). Предприятия стараются не тратить лишние деньги (в июле 2019 года рост инвестиций в основной капитал остановился) из-за низкой покупательной способности, непредсказуемости действий правительства и административных преград.

Неэффективное производство с раздутым штатом – это ещё и результат ручного управления экономикой. В России насчитывается 312 моногородов, в которых жизнь зависит от градообразующих предприятий. Попытки как-то разнообразить рынок труда пока значительных результатов не принесли. В итоге предприятия просто вынуждены сохранять рабочие места, невзирая на реальную потребность в них.

Вспомните Пикалёво Ленинградской области: из-за закрытия неэффективных предприятий без работы осталась треть населения города. Люди, доведённые до отчаяния, начали перекрывать дороги. В итоге убыточные предприятия были вновь запущены по указу тогдашнего премьер-министра Владимира Путина.

Сейчас же реальные располагаемые доходы населения непрерывно падают с 2014 года. Вот и по итогам первого полугодия 2019 года они, по данным Росстата, просели на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А значит спрос сохраняется только на самые дешёвые товары и услуги, пускай они и не блещут качеством.

В такой ситуации роботы не помощники: устаревшее производство с привлечением дешёвой рабочей силы (средняя зарплата в Китае к концу прошлого года достигла 60 тыс рублей – значительно больше, чем у нас) оказывается более конкурентоспособным. И никакая тысяча робомобилей Яндекса, обещанная к 2022 году, ситуацию не переменит.

"