Posted 19 августа 2004,, 20:00

Published 19 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Кидалы с дивана

Кидалы с дивана

19 августа 2004, 20:00
Был при социализме такой анекдот: «Что это такое: жужжать – жужжит, а под мышку не лезет? Ответ: советская жужжалка для подмышки». Теперь все иначе: всякого рода медицинские приборы отлично пригнаны по нужным параметрам. Рекламируют их с утра до вечера. Многие покупают, а потом не знают, к какому месту приставить.

Не так давно «Новые Известия» рассказывали о том, как потребитель может защитить свои права. На публикацию было много откликов – читатели рассказывали, как знание закона помогло им с успехом противостоять недобросовестным продавцам. Однако бывает, что даже очень квалифицированный покупатель не в состоянии вывести на чистую воду «кидал» от коммерции.

От всех болезней нам полезней

Наша читательница Елена Тарасова стала жертвой агрессивной рекламы медицинского прибора «Магнитер». Елена Борисовна – человек опытный и образованный. Сейчас она на пенсии, а до этого долгие годы работала юристом, так что о всякого рода прохвостах знает немало. В начале лета увидела по одному из дециметровых телеканалов рекламу прибора, который, как уверяли, может существенно поправить здоровье. Решила приобрести.

Заказывая прибор по телефону, г-жа Тарасова поинтересовалась у врача фирмы, есть ли какие-то противопоказания по применению медицинского «чуда». В частности, ее интересовали возможные эндокринные последствия – покупательница страдает гипотериозом. Однако врач заверил, что по этому заболеванию противопоказаний нет. Прибор доставили на удивление быстро – через три часа после звонка. Когда обладательница «исцеляющей» машинки начала подробно изучать инструкцию, то была поражена количеством противопоказаний, в том числе и «эндокринных». Она тут же позвонила консультанту фирмы, который стал уверять ее, что разработчики, как всегда, перестраховались и она может спокойно использовать аппарат. К своему здоровью Елена Борисовна подходит серьезно, а потому решила не рисковать и проконсультировалась с эндокринологом. Специалист посоветовала ей от применения «Магнитер» воздержаться.

Врач-консультант фирмы-продавца, опять же по телефону, отказался принять прибор обратно и вернуть уплаченные 4 тыс. 600 руб., переадресовав клиента к юристу. Пообщавшись с коллегой, покупательница выяснила название фирмы – «Русбизнесинвест» и ее адрес: ул. Авиаконструктора Миля, д. 4, к. 1. Однако вскоре стало понятно, что она не значится ни в справочной телефонной службе Москвы, ни по указанному адресу, куда пожилая женщина дважды ездила. А не зная юридического адреса, нельзя обратиться в суд для защиты своих прав.

Дальнейшие звонки оборачивались неудачей – едва узнав, в чем дело, сотрудник просто вешал трубку. Кстати, сам телефон, по которому общались с покупательницей, скорее всего, мобильный, поэтому, зная номер, адрес выяснить нельзя. Зато во время своих мытарств г-жа Тарасова поняла, что она далеко не единственная, кто разыскивает продавца «Магнитеров».

Конспирация – двигатель торговли

Как сообщила корреспонденту «НИ» безымянная сотрудница «Русбизнесинвеста», перед продажей прибора с покупателя обязательно берут расписку, что он предупрежден о противопоказаниях. Если таковая есть, аппарат возврату не подлежит. Юрист Общества защиты прав потребителей Анастасия Володеева утверждает, что аппарат вернуть обратно продавцу можно. Через суд. Правда, обращаться туда можно только после того, как станет точно известен юридический адрес фирмы. Если же найти его не удается, покупатель, зная номер ИНН на выписанном чеке о покупке, может обратиться в местное отделение налоговой инспекции. Если и это не поможет, можно обратиться в местный ОВД.

Если доказан факт предоставления недостоверной информации о потребительских свойствах товара, по закону о защите прав потребителей продавца по суду ждет административная ответственность: в лучшем случае ему придется заплатить штраф, а в худшем договор купли-продажи будет признан недействительным и деньги придется вернуть. Но все возможно, если установлен юридический адрес. А его-то как раз ни наша читательница, ни мы выяснить не смогли.

Доказать, что кто-то умер из-за телепокупки, невозможно

По схеме «Русбизнесинвеста» действуют сегодня сотни, а то и тысячи фирм и фирмочек. Аудиторию свою они завоевывают ударной, но недорогой рекламой. Менеджер одной из таких компаний рассказала «НИ», что рекламу, как правило, размещают в СМИ с низкими расценками – на средне- и низкочастотных радио, на местных кабельных каналах ТВ и в не очень популярных газетах, зачастую окружных и районных. И конечно же в Интернете, который за последние годы стал для организаций с сомнительной деятельностью чуть ли не крупнейшей рекламной площадкой.

Естественно, реклама дает эффект. Особенно если в ней приводятся случаи «волшебного выздоровления» тех, кто применял подобные препараты и аппараты. «Надежда людей излечиться посредством применения нетрадиционного метода лечения и заставляет покупать такие препараты, пусть даже вероятность того, что он подействует, близка к нулю, – считает автор портала об аферах и мошенничествах Александр Захаров. – Поэтому даже если цена очень высока, люди готовы копить месяцами на заветный препарат».

Рентабельность на рынке фальшивых лекарств оценивается не менее чем в 300%, а в сегменте магнито-, кванто- и прочих приборов специалисты считают ее еще выше. «Для подобных жульничеств ситуация просто суперудобная, – рассказал «НИ» Александр Захаров. – Если хотя бы одному купившему «пустышку» полегчает, то уже пойдет молва про «чудо». А если не поможет, продавец может на это ответить, что не так применял, не та дозировка и т. д. Лишь бы никто не умер, да и тут надо доказать, что смерть наступила от прибора. А доказуемо ли это? Думаю, нет».

Продавцов этого прибора найти пока не удается.

Запатентованная пустышка

«Сегодня, к сожалению, выпускается очень много псевдомедицинских приборов, которые никакого отношения к здоровью не имеют», – рассказал «НИ» председатель комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, академик РАН Эдуард Кругляков. А если они и лечат, то только за счет эффекта плацебо: если свято верить – обязательно поможет.

Не исключение – всевозможные амулеты и популярные в последнее время браслеты из металлов, применяемых в ядерных реакторах. «В связи со спадом строительства атомных электростанций в последние годы возник избыток циркония, – утверждает г-н Кругляков, – потраченные на его производство деньги нужно как-то возвращать, вот и придумали браслеты».

«Для нашего времени весьма типична спекуляция на уважении к науке: рекламируются браслеты, капсулы, пирамиды и тому подобные знахарские амулеты, которые преподносятся как научное открытие, – вторит коллеге академик РАН Иосиф Гительзон. – Однако эти открытия никем из серьезных профессиональных ученых не подтверждены».

А как же лицензии, патенты? «Любой гражданин может получить патент на самый абсурдный прибор. Главное – чтобы он не был ранее кем-нибудь запатентован, – утверждает Эдуард Кругляков. – Министерство здравоохранения направо и налево раздает всевозможные сертификаты и разрешения».

Чиновник с умытыми руками

В Минздраве «НИ» рассказали, как на самом деле обстоят дела. Чтобы вывести на рынок новый препарат, требуется направить в министерство предложение о разработке и описать, что собой представляет сам прибор, от чего лечит и т. д. Разумеется, нужен образец приспособления и реквизиты организации. Если министерство дает добро (а в большинстве случаев так и бывает – для отказа нужна веская причина), то прибор направляют на медицинские испытания.

Вот тут-то вроде бы мошенники и должны попасться. Если на тестирование попал не более чем сплав металлов, то о его регистрации придется забыть. Но «производители» поступают иначе. «Направляя прибор или препарат на исследования, разработчики заявляют лишь одно его свойство, например, обезболивание или повышение тонуса, – рассказала «НИ» сотрудница Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, пожелавшая остаться неизвестной. – Мы проводим клинические исследования именно по этому признаку, даем рекомендацию по постановке на производство, утверждаем технические условия, выдаем регистрационное удостоверение».

А в продажу прибор поступает уже как «средство от всех болезней». И инструкция, которая к нему прилагается, вовсе не та, что была разработана специалистами министерства. Чиновники умывают руки – разрешение они дали, а отслеживать, как медицинское средство продается и используется, в их компетенцию не входит.

В пресс-службе ГУБЭП МВД России припомнили только один случай, когда в начале мая этого года правоохранители пресекли деятельность этнической преступной группы, которая в течение долгого времени сбывала микрокомпьютерные электромассажеры «Шубоши». Тогда выяснилось, что прибор не был зарегистрирован в Минздраве России, а результаты исследований показали, что применение аппарата опасно для здоровья.

О том, чем закончилось дело Елены Тарасовой, мы обязательно сообщим в одном из номеров «НИ».

КУПИЛИСЬ И КУПИЛИ

В 2004 году в Петербурге телемагазин торговал бракованными пылесосами. Когда покупателей, требующих обменять некачественную технику или вернуть за нее деньги, набралось несколько сотен, фирма просто-напросто закрылась.

В 2003 году москвичка приобрела в телемагазине за 300 долларов накладную силиконовую грудь. В ответственный момент искусственный бюст прорвался и потек. Женщина обратилась в суд, потребовав 2 млн. руб. в качестве компенсации морального ущерба. Ответчик не захотел скандала и предложили истице пойти на мировую. Телемагазин вернул клиентке деньги за бракованный товар и заплатил 50 тыс. руб. за пережитый позор.

В 2002 году в Самаре покупательница, стремясь похудеть, приобрела через телемагазин биологически активную добавку. Однако она не только не похудела, но прибавила в весе 10 кг. Решением суда ей были возвращены деньги за товар и возмещен моральный ущерб.

В 2001 году петербургская фирма под видом лекарственных средств также продавала через телемагазин сомнительные биодобавки. Покупателям, не дождавшимся обещанного эффекта, «врач-специалист» разъяснял по телефону, что они неправильно принимали таблетки и в случае, если они немедленно не приобретут еще несколько баночек с пилюлями, летальный исход не за горами. Напуганные жертвы телерекламы расставались с последними сбережениями. В пухлых томах уголовных дел, возбужденных впоследствии, описано несколько случаев, когда после приема чудо-лекарства люди оказывались на больничной койке. Так, некая заявительница М., потратив чуть ли не целое состояние на пилюли, попала в кожно-венерологическую клинику с диагнозом «токсидермия» – кожа с женщины слезала пластами.

"