Posted 19 апреля 2005,, 20:00

Published 19 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Больна и не опасна

19 апреля 2005, 20:00
Красноярский краевой суд поставил точку в уникальном судебном процессе. На скамье подсудимых оказалась 14-летняя лицеистка Марина Горяинова. Кроме того, что ее обвиняли сразу по двум тяжелым статьям – «покушение на убийство» и «неоконченное убийство», она еще оказалась и самой молодой обитательницей красноярского следс

«Новые Известия» уже рассказывали о диком преступлении, которое произошло более года назад в Красноярске – ученица восьмого класса лицея №6, тогда еще 14-летняя Марина, после уроков подкараулила в подъезде свою учительницу и напала на нее с ножом. По словам Зои Автушко, вначале она получила удары в спину и в голову, повернулась – и нож вошел в грудь. Падая, она сама успела выдернуть нож. Напуганные шумом соседи вызвали «скорую» и милицию. Через несколько часов Марина была задержана у себя дома – она спокойно учила уроки.

Сначала Марине вменили статью «нанесение тяжких телесных повреждений», позже переквалифицировали ее на более тяжелую – «покушение на убийство», где одним из отягчающих вину признаков является умысел на совершение преступления. Марина и не скрывала: да, умысел был – хотела отомстить классной за постоянные придирки. Да, она все спланировала заранее, несколько дней выслеживала свою жертву, по вечерам караулила у подъезда. И нож приготовила заранее. Следователь Елена Белякова отметила: «Горяинова схватилась за нож не в состоянии аффекта. У нее было время все взвесить и обдумать. Обычно дети долго не таят зла, а эта девочка вынашивала план, словно опытная преступница». При этом Белякова призналась: «Марина начитанна, с хорошим уровнем образования, но просматриваются явные признаки какой-то психической травмы».

Следствие продолжалось ровно год. Следователи и прокуроры не стали делать скидку на возраст девочки, все время перед судом Марина провела в камере красноярского СИЗО №1. На просьбы родителей отпустить дочь под домашний присмотр отвечали: она опасна для общества. Девочка прошла несколько психиатрических экспертиз.

Первая экспертиза, проведенная красноярскими психиатрами, признала Марину вменяемой, но это почему-то очень удивило преподавателей лицея. Оказывается, они замечали, что в последнее время с девочкой творилось что-то неладное – вдруг ни с того ни с сего становилась раздражительной, грубой и даже дерзкой. Одноклассники вспоминали, как сильно изменилась Марина после отдыха в летнем лагере. Вдруг начала ходить в школу только в черной одежде, зачитывалась книжками по черной магии, мечтала купить черного ворона и поставить клетку с ним в своей комнате, все ее тетради были разрисованы крестами и змеями. Подумали даже, что Марину затащили в секту сатанистов.

Версия о том, что на Марину оказало влияние увлечение оккультизмом, ничем, кроме рассказов одноклассников, не подтверждалась. Зато результаты повторной экспертизы частично подтвердили подозрения учителей: врачи пришли к выводу, что во время нападения на учительницу Марина Горяинова находилась в состоянии аффекта. Но никакого хронического психического заболевания красноярские медики опять не выявили.

И лишь третья по счету психиатрическая экспертиза, проведенная в Институте Сербского в Москве, куда Марину в тюремном вагоне везли этапом через всю страну, установила у девочки редкое психическое заболевание. Она не может и не должна принимать участие ни в следственных, ни в судебных действиях. Однако в заключении комиссии записано: больная не опасна для общества и после лечения может быть освобождена.

Два месяца назад, основываясь на этом заключении, суд Кировского района Красноярска признал пятнадцатилетнюю Марину Горяинову психически ненормальной и отправил ее в спецлечебницу для принудительного лечения. Но Зоя Автушко не согласилась как с выводами медэкспертов, так и с решением суда и подала кассационную жалобу, которую на днях рассматривал уже краевой суд Красноярска, оставивший решение Кировского районного суда в силе. Суд также отклонил и претензии пострадавшей стороны на выплату материального и морального ущерба за потерянное здоровье и испорченную шубу. На днях Марину отправят из тюрьмы, в которой она провела все время следствия и суда, в больницу.




Лицеистка решила убить учительницу за придирки

"