Posted 19 января 2011,, 21:00

Published 19 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

«Ребенок и тюрьма несовместимы»

19 января 2011, 21:00
В минувший вторник в Центральном доме журналиста состоялся премьерный показ документального фильма «На перепутье». В нем режиссер Светлана Свистунова хотела рассказать о судьбе трудных подростков и о ювенальных технологиях, которые только начинают применяться в России для работы с несовершеннолетними.

«Когда я смотрела фильмы о преступлениях подростков, то видела лишь те ужасы, которые совершали малолетние преступники, – рассказывает Светлана Свистунова. – Но вопрос, как с такими детьми работать, не освещался. Я решила изучить проблему их реабилитации и показать это в своем фильме. Оказывается, есть люди, которые желают помочь подросткам».

Одним из таких людей в фильме оказался директор Азовской воспитательной колонии для несовершеннолетних Виктор Сердюков. Он ведет в школе историю, обществознание и гражданское право. Воспитанников Сердюков называет «мои дети». Он убежден: если родители будут интересоваться судьбой своих детей и каждый день говорить ребенку «я тебя люблю», то подросток никогда не станет преступником. «Я работаю с детьми, в которых никто ничего не вложил, – говорит герой картины. – Мы проводим с ними различные тренинги, например, предлагаем написать стихи о маме. Я твердо убежден, что ребенок и тюрьма несовместимы. Поэтому мы должны сделать все, чтобы воспитанник колонии не попал во взрослую тюрьму».

В другой подростковой колонии, рязанской, для воспитанников создан специальный реабилитационный центр. В нем есть своя кухня, где каждый может приготовить себе еду, комната на четверых человек и телевизор. Кристина вот уже три года отбывает наказание за убийство. За примерное поведение она проживает в реабилитационном центре. Светлана Свистунова делает акцент на любимой программе девочки. Это телешоу «Дом-2». «К сожалению, – говорит режиссер, – Кристина именно такой видит жизнь. Снимая свой фильм, я смотрела на девочку и понимала, что она уже живет там, в этом шоу. Другой жизни она не хочет».

То, что проблемы у детей совсем не детские, становится ясно с самого начала фильма. Восемнадцатилетняя Настя осуждена на шесть лет колонии. Три года назад она, ревнуя, скинула соперницу с высокого этажа. Сама девушка считает, что искупить свою вину она не может: «Ведь я здесь, а она там».

Ювенальная юстиция – это система государственных органов, которые вершат правосудие по делам несовершеннолетних. Принципы судебных процедур в отношении тех, кто не достиг 18 лет, закрепил в конце прошлого года пленум Верховного суда РФ. Однако вот что говорит о ювенальной юстиции режиссер картины: «Люди просто не понимают, что это такое. Не понимают, что это борьба за ребенка».

Сегодня ювенальные технологии уже работают в судах Ростова-на-Дону и Таганрога. А вот в Москве из-за них разгораются скандалы. «О ювенальных юстициях нет разговоров в семье, в обществе, в кино, на телевидении. Система вызывает много вопросов, главный из них – как делать? То, что мы умеем сейчас, – это не реабилитация», – отмечает участник «круглого стола», на котором обсуждалась картина «На перепутье», уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

Детей, совершивших преступление, надо не просто посадить в тюрьму, а изучить их семью, окружение, убеждена Светлана Свистунова. Изучить причины, по которым ребенок поступил так, провести с ним тренинги. Этим и занимается ювенальное правосудие. Трудного подростка не просто наказывают – его наставляют на правильный путь психологи, воспитатели, социальные педагоги. Убийство, совершенное подростком, – это результат насилия, которое применяется к подростку, считает член Общественной палаты РФ Олег Зыков: «Если нет уважения к детям, то у детей нет возможности вырасти законопослушными гражданами».

"