Posted 18 декабря 2013,, 20:00

Published 18 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Дух протеста

Дух протеста

18 декабря 2013, 20:00
На днях жители Ногинского района Подмосковья, которые уже несколько месяцев борются со зловонием неизвестного происхождения, обратились с просьбой вмешаться в ситуацию к… ООН. В письме к генсеку ООН Пан Ги Муну граждане требуют донеси до президента РФ Владимира Путина сведения о «систематических выбросах местными предп

Как сказано в обращении жителей Ногинского района и города Электростали к руководству ООН, с мая 2013 года район «отравляется химическими выбросами, до сих пор не найденного(ых) официальными властями РФ предприятия(ий)». По словам автора обращения, за это время здоровье многих жителей района серьезно пошатнулось: отмечено «обострение болезней дыхательных путей, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта».

Граждане убеждены, что угроза нависла над здоровьем полумиллиона людей, при этом ни местные, ни федеральные чиновники на их жалобы не реагируют. «Приходят отписки. Поэтому мы и решили обратиться к главам всех государств земли», – пояснил «НИ» автор обращения Арам Тер-Газарян. В жалобе он просит руководство ООН донести до президента РФ Владимира Путина сведения о проблеме «по собственным дипломатическим каналам», сообщив ему, что «в 50 километрах от Кремля происходит массовое убийство граждан».

Согласно обращению, экспертизы, проведенные властями по обращениям жителей, не выявили превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ. Врачи из муниципальных поликлиник тоже прямой связи между ухудшением здоровья и выбросами не видят. К обращению жители приложили заключение экспертизы, проведенной за личные средства независимой лабораторией. Экспертиза зафиксировала лишь превышение ПДК этилового спирта в 1,6 раза, а также концентрацию толуола на уровне предельно допустимом. Жители же утверждают, что речь идет о запахе нефтепродуктов и сероводорода.

Хотя смрад в восточном Подмосковье стоит уже более полугода, его источник до сих пор достоверно не обнаружен. В октябре в происхождении неприятного запаха винили нефтебазу близ города Электроугли. Затем Министерство экологии и природопользования Московской области заявило, что источником зловония, скорее всего, является канализационный коллектор предприятия, занимающегося переработкой металлолома и находящегося также рядом с Электроуглями. Вскоре неисправный коллектор был починен, а канализационные трубы – заменены на новые, однако смрад остался. Тогда мэр Электростали Андрей Суханов пообещал вознаграждение в 20 тыс. рублей тому, кто найдет настоящий источник дурного запаха. По его словам, власти проверили все предприятия Электростали и хотя нашли на них нарушения, причиной вони эти нарушения стать не могли.

Потом ответственность переложили на очистные сооружения близ деревни Тимохово в Ногинском районе, а к середине ноября в деле нашелся новый подозреваемый – полигон твердых бытовых отходов. Об этом жители сообщали в своем заявлении. «Потенциальных причин для создания чрезвычайной экологической обстановки целое множество: ошибки при проектировании и строительстве полигона; ошибки при хранении и утилизации; превышение лимитов размещения отходов; хранение и утилизация запрещенных отходов», – писали граждане. Эту версию поддержала руководитель управления Роспотребнадзора по Московской области Ольга Гавриленко. Свое предположение чиновница подтвердила данными лабораторных исследований, зафиксировавшими превышение ПДК сероводорода на границе санитарно-защитной зоны полигона. Глава Ногинского района Владимир Лаптев тогда возразил, что «запах приходит откуда-то еще».

На совещании 20 ноября, где выступали Гавриленко и Лаптев, было объявлено, что запах, охвативший множество населенных пунктов, хоть и дурен, но безвреден. «Запах опасности для здоровья граждан не несет», – сообщило впоследствии подмосковное министерство экологии и природопользования. Активистка инициативной группы местных жителей Татьяна Лапина в беседе с корреспондентом «НИ» к этому заявлению отнеслась скептически: «У них за 6 ноября превышение по семи компонентам, причем по четырем из них – в десятки раз. Но население этого не знает». У г-жи Лапиной есть несколько гипотез о происхождении запаха: фильтрат, которым поливался полигон, недостаточно хорошо очищался, на полигоне нет работающей системы выброса скопившихся газов либо в «Тимохове» утилизировалось что-то запрещенное.

Разногласия, касающиеся происхождения запаха, возникли и среди жителей пораженных зловонием городов. «Однозначно утверждать, что это именно полигон, нельзя, хотя многие указывают на него безо всяких фактических оснований. Мы были там, объездили весь полигон – запахов таких там не было. Дело в том, что на полигоне не может быть этилового спирта», – говорит Арам Тер-Газарян. Посетив несколько окрестных предприятий, он склонен винить в запахе завод по производству аэрозольных баллончиков, расположенный на территории Ногинского района. «Он был выкуплен в мае. Именно тогда начался запах. Туда никого не пускают, но местные жители периодически наблюдают облака черного газа, которые оттуда выбрасываются». По словам г-на Тер-Газаряна, для того чтобы точно установить источник запаха, было бы достаточно одного полета на вертолете в тот день, когда запах ощущается особенно сильно: «Речь идет о не такой уж большой территории: может быть, квадрате 15 на 15 километров».

"