Posted 18 августа 2004,, 20:00

Published 18 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Дорогой «хлеб» стройиндустрии

Дорогой «хлеб» стройиндустрии

18 августа 2004, 20:00
Ежегодно с началом летнего сезона у нас возрастают цены на основные виды строительных материалов – цемент, кирпич и металл. Явление это, естественно, малоприятное. Но особенно болезненно воспринимается это «хроническое» удорожание потенциальными покупателями квартир в новостройках, которые склонны связывать рост цен на

На самом деле доля расходов, скажем, на цемент относительно стоимости квадратного метра строительства очень незначительна. Так, по оценкам специалистов Центра информации и экономических исследований в стройиндустрии (ВНИИЭСМ), доля цемента в итоговой себестоимости 1 кв. м строительства составляет всего 2%. Тогда с чем все-таки связан очередной рост цен на строительный «хлеб», и существуют ли для этого реальные причины? А самое главное – вернутся ли цены по окончании «высокого» строительного сезона на исходные позиции или же придется привыкать к новым, заметно подросшим расценкам?



Все дело в «сером порошке»

Среди всего многообразия строительных материалов цементу действительно принадлежит ведущее место. Его применяют для изготовления монолитного и сборного железобетона, асбестоцементных изделий, строительных растворов, сухих смесей, составов для наливных полов, цементно-песчаной черепицы и многих других искусственных материалов, для скрепления отдельных элементов сооружений, конструкций и так далее. Крупными потребителями цемента являются еще и дорожное хозяйство, нефтяная и газовая промышленность, которые в свою очередь вносят немалую лепту в повышение себестоимости производства цемента.

Существует два основных способа производства цемента: «мокрый» (традиционный) и «сухой» (более прогрессивный). При «мокром» способе необходимо получить однородную гомогенизированную сырьевую смесь, поэтому этот метод чаще всего применяют тогда, когда сырьевые составляющие имеют высокую влажность, мягкую структуру и легко диспергируются водой.

Наличие в глине посторонних примесей, для удаления которых необходимо отмачивание, также предопределяет выбор именно этого метода. Основной недостаток «мокрого» способа – значительный расход топлива.

«Сухой» способ производства применяется при использовании сырья с относительно меньшей влажностью и более однородным составом. Расход топлива при этом способе в 2– 3 раза меньше, чем при «мокром», поэтому он более выгоден как предприятиям, так и потребителям. Так, одна тонна цемента, произведенного «мокрым» способом, стоит около $20, а «сухим» – не более $15. К тому же «сухой» способ производства в экологическом отношении гораздо более безопасен. Но, к сожалению, его доля в общем объеме российского цемента составляет всего 15%, в то время как за рубежом доходит почти до 90%. Такая диспропорция связана с практически полным отсутствием инвестиций в техническое переоснащение предприятий в течение последних десяти лет.



«Эстафета подорожаний»

Цементная отрасль не относится к категории высокорентабельных производств и очень сильно зависит от сезонных колебаний спроса. Так, более 50% годового объема потребления цемента приходится на летние месяцы, зимой, наоборот, наблюдается спад производства, компании ощущают острую нехватку оборотных средств, крайне необходимых не только для поддержания предприятий «на плаву», но и для выполнения ремонтно-восстановительных и профилактических работ. И не случайно все производители цемента в летние месяцы стремятся залатать обветшалый за зиму «кафтан» путем сезонного повышения цен на свою продукцию. Причем собственный «дырявый кафтан» всегда имеется не только у небольших предприятий, но даже и у крупных компаний. Производителям необходимо зарабатывать именно сейчас, чтобы иметь возможность зимой отремонтировать или заменить изношенное технологическое оборудование, инвестировать средства в программы по улучшению качества цемента, увеличению его марочности и т.п. Поэтому все предприятия цементной отрасли с приближением летнего сезона повышают свои цены практически одновременно.

Производство цемента – дело весьма энергоемкое в силу того, что обжиг природного сырья ведется при очень высоких температурах. Себестоимость производства цемента во многом определяют именно затраты на потребляемое топливо, расходуемую электроэнергию и транспортные услуги. И как бы ни старались предприятия отыскать способы снижения цен на выпускаемую продукцию, их усилия практически сводятся на нет постоянным ростом расценок на услуги естественных монополий (электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы), которые определяют более 60% себестоимости производимого цемента. Так, только в последнее время электроэнергия подорожала на 13%, газ – на 20%, а железнодорожные тарифы выросли на 12%. В этой связи повышение цен на цемент не просто сезонное явление, а, судя по всему, долгосрочная мера, на которую приходится идти производителям для того, чтобы сохранить хотя бы минимальную рентабельность своих предприятий. Тем временем гонка тарифов продолжает набирать обороты. И к 2010 году, по прогнозам специалистов, стоимость электроэнергии возрастет на 74%, газа – на 160%, расценки МПС – на 65%, диктуя дальнейшее повышение цен на цемент вне зависимости от строительного сезона.



Будет ли свет в конце тоннеля?

Цементная промышленность России из-за длительного отсутствия инвестиций пребывает сегодня в глубоком застое и, как следствие, значительно отстает по техническому уровню от других государств. На производство каждой тонны цемента в России сегодня расходуется примерно в 2 раза больше энергоносителей, чем на предприятиях технически развитых стран. Износ оборудования в среднем по отрасли составляет 70–80%, и в результате за последнее десятилетие производство цемента сократилось втрое.

Правда, недавно наметилась и положительная тенденция. Сегодня в России 59 цементных заводов, из которых 52 – предприятия полного технологического цикла, но при этом действующих из них всего лишь порядка 40. Последние четыре года суммарное производство российских цементных заводов возрастает в среднем на 3–4 млн. тонн в год. Так, в прошлом году эти предприятия выпустили 41 млн. тонн, а в 2004 году – уже планируют произвести 45 млн. тонн цемента, хотя для такой огромной страны, как Россия, все это «слезы» по сравнению, например, с 1990 годом, когда за год было выпущено 83 млн. тонн цемента. К тому же налицо всего лишь видимость благополучия, достигаемого не за счет модернизации производства и строительства новых предприятий, а за счет максимальной мобилизации все тех же внутренних ресурсов, лимит которых в отрасли на сегодняшний день уже практически исчерпан.

А о массовом переходе предприятий на прогрессивный «сухой» способ производства ни в данный момент, ни в ближайшем будущем говорить не приходится. Этот процесс потребует модернизации практически всей технологической «цепочки», включая и карьерное хозяйство. А значит, нужны крупные долгосрочные инвестиции. К примеру, для строительства нового завода годовой мощностью один миллион тонн цемента требуется 120–150 млн. долларов, на реконструкцию завода такой же мощности – 70–120 млн. долларов, а на перевод только одной технологической линии с «мокрого» на «сухой» способ – 35–40 млн. долларов.

В цементной промышленности срок окупаемости инвестиций длится от пяти до восьми лет. И привлечь финансово-кредитные ресурсы на техническое обновление заводов очень непросто. Поэтому до тех пор, пока проблемы цементной отрасли будут оставаться головной болью только самих предприятий и не будет принята государственная программа по выводу цементной промышленности из глубокого кризиса, производители будут по-прежнему беззащитны перед диктатом естественных монополий, не смогут построить заводы или переоборудовать устаревшие предприятия. А самое главное – они постоянно будут вынуждены включаться в гонку повышения цен, чтобы хоть как-то оставаться «на плаву», обеспечивая строительную индустрию ее насущным «хлебом».

Для решения в обозримой перспективе вопроса стабилизации цен на цемент необходимо принятие комплекса мер, многие из которых находятся в сфере макроэкономики. Внутренние же проблемы цементной промышленности могут быть эффективно решены только при реализации целевой государственной программы, о необходимости принятия которой цементники говорят уже давно.



Вячеслав БОЛТЕНКО, президент Союза производителей цемента России:

«Естественным монополистам нет дела до наших проблем»

– Аналитические материалы Минэкономразвития России показывают, что увеличение производства цемента, отмечаемое с 1999 года, сопровождалось ростом цен на него. В то же время на протяжении всего периода реформирования экономики страны темпы роста цен на цемент всегда отставали от смежников, что в итоге приводило к снижению рентабельности его производства. В последнее время к этим традиционным причинам добавляются факторы, связанные с повышением сезонного спроса, усложнением проблемы обеспечения перевозок цемента потребителям железнодорожным транспортом, необходимостью компенсации зимнего спада производства. Современное состояние отрасли характеризуется рядом показателей, отрицательно влияющих на эффективность работы предприятий. Это высокая энергоемкость, определяемая не только способом производства (превалирует «мокрый» способ), но и технически отсталым оборудованием. Низкая рентабельность производства и незначительные амортизационные отчисления не позволяют осуществлять собственное инвестирование и своевременно производить техническое перевооружение и качественный ремонт существующего оборудования. Очень высока на цементных заводах степень изношенности основных фондов, отстает база отечественных машиностроительных предприятий. Цементные предприятия являются вторыми по объему (после энергетиков) потребителями газа. Начиная с 2001 г. годовые лимиты газа, выделяемые цементным заводам, составляют порядка 50% от необходимого объема потребления. Остальные 50% сверхлимитного газа приобретаются по цене, на 30 – 50% превышающей официальную цену, установленную ФЭК. При наличии устойчивого роста потребления цемента (в среднем около 9% в год) развитие цементной отрасли тормозится высокой конкуренцией между производителями, низкими ценами на продукцию, не позволяющими предприятиям обновлять основные фонды, дефицитом железнодорожных вагонов, перекосами в экономике строительства. Операторам на рынке цемента необходимо учитывать развитие ситуации в направлении увеличения спроса на продукцию отрасли при ограничении имеющихся производственных мощностей. Так, в Центральном экономическом районе потребление цемента уже превысило возможности его производства. В условиях прямой зависимости цены цемента от цен на газ, электроэнергию, тарифов на железнодорожные перевозки чрезвычайно важно, чтобы рынок адекватно воспринимал увеличение цен на цемент, вызванное действиями естественных монополий, сложившейся хронической нехваткой собственных финансовых ресурсов у цементников для своевременной модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли. Нерешенность всех этих проблем вызывает у отраслевых руководителей, специалистов опасение, что уже к 2006–2007 гг. в стране может возникнуть дефицит цемента в размере 2 млн. тонн, а к 2010 г. – от 5 до 10 млн. тонн. А ведь именно к этому сроку правительство планирует удвоение объемов жилищного строительства.

"