Posted 19 февраля 2014,, 14:48

Published 19 февраля 2014,, 14:48

Modified 8 марта, 04:34

Updated 8 марта, 04:34

Забытые и утраченные шедевры возвращены миру силами энтузиастов из Королева

Забытые и утраченные шедевры возвращены миру силами энтузиастов из Королева

19 февраля 2014, 14:48
Москва имеет возможность в течение ближайшего месяца познакомиться творчеством незаслуженно забытого талантливого художника-авангардиста из Королева Василия Маслова. Предыдущая выставка Маслова проходила 77 лет назад, а вскоре после этого художник стал жертвой репрессий. Даже его дочери пришлось не вспоминать об отце,

На выставке в Центре авангарда при московском Еврейском музее сейчас можно увидеть огромную репродукцию – во всю стену. Это копия спасенной росписи кисти Маслова – композиция с Лениным. Реставратор Константин Маслов и преподаватель Строгановской академии Филипп Гузанов снимали ее со стены уже разрушенного дома – в холоде и сырости. Спешили спасти роспись до морозов. К тому же на тот момент снос дома был приостановлен лишь временно.

«Очень тяжелая была на самом деле работа, - поделился с «Новыми Известиями» Гузанов. - Штукатурка была увлажнена, к тому же она оказалась с большим количеством наполнителя (песка), хоть и довольно прочная. Мы погубили с десяток ножовок. Известковая или известково-гипсовая штукатурка снимается легче. В древнерусских памятниках до конца 17 века она в основном известковая, с большим количеством связующего материала. Такую штукатурку можно отделять от стены большими пластами». Роспись Дома Стройбюро пришлось снимать по кусочкам. Одни, в месте швов кирпичной кладки, были толще, другие тоньше. Встречались и такие участки, где слой штукатурки достигал всего полмиллиметра. Их было сложнее всего снять со стены.

Сейчас роспись, спиленная вместе со штукатуркой, хранится в Королевском музее. Композиция разделена на квадраты, которые пронумерованы, укреплены марлей и готовы к транспортировке. Монументальное полотно будет перевезено в Художественную академию им. Строганова для последующей реставрации силами студентов-дипломников. Будет произведена ее монтировка на временное основание. А пока один фрагмент привезли на выставку.

К удивлению посетителей роспись была размещена на стенде красочным слоем вниз, так что остались видны лишь куски штукатурки, скрепленные марлей. Как пояснила «Новым Известиям» председатель Королевского отделения ВООПИиК Мария Миронова, организаторы выставки таким образом хотели продемонстрировать материальность этого чуда. По словам реставратора Гузанова, оригинальный фрагмент живописи просто не успели подготовить к экспонированию, но выставить его хотелось. Зато музей авангарда продемонстрировал рисунки и картины художника из коллекции Королевского музея и рассказал его биографию. Побывавшая на открытии выставки дочь художника Наталья Маслова была потрясена – она не подозревала, что хранившиеся дома рисунки, невероятным образом не пропавшие во время войны (они были оставлены на время эвакуации в королевской квартире, где жили квартиранты, которые топили печку обложками от книг), окажутся на стендах московского музея.

Художественную ценность работ Маслова подтверждают многие искусствоведы. Об этом говорилось и на презентации, прошедшей 17 февраля. Много слов было сказано об уникальности спасенной росписи, так как подобных образцов монументальной живописи эпохи авангарда почти не сохранилось. Тем удивительней, что композиция уцелела и когда-нибудь будет представлена во всем своем величии, только благодаря энтузиастам-градозащитникам из Королева и Московского областного отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Мария Миронова, Ольга Мельникова и другие королевцы при активном содействии председателя ВООПИиК Евгения Соседова несколько месяцев писали письма во все инстанции, статьи во все издания, готовые их публиковать, собирали мнения специалистов, заказали и провели госэкспертизу, не оставляли в покое Министерство культуры Подмосковья, а уничтожался Дом Стройбюро – круглосуточно дежурили возле него, чтобы хоть немного сдержать погромщиков.

Уже после варварского снесения большей части Дома силами компании-застройщика, которой администрация Королева пообещала участок под ним для строительства многоэтажки, областные власти вмешались в события и остановили уничтожение здания. В Министерстве культуры, правда, утверждают, что сделали все возможное, чтобы остановить погром. Сейчас руины здания объявлены вновь выявленным объектом культурного наследия и взяты под охрану. Однако зло свершилось - стены и перекрытия Дома были обрушены, под обломками оказалась похороненной композиция с рабочими и другие настенные росписи Маслова.

Гузанов не исключает вероятности, что росписи в Доме Стройбюро могли быть сильно повреждены еще при сносе здания: «У меня большие опасения, что при работе экскаватором по снесению стен, прилегающих к этой комнате, могли нарушить существующую вторую композицию. При тряске она могла даже осыпаться. Живопись в состоянии разрушения требует укрепления, что мы и проделали при снятии другой росписи: сначала укрепили, а потом заклеивали ее с тем, чтобы ее снимать. Штукатурку с росписью также могли серьезно повредить завалы – строительный мусор заполнил эту комнату почти наполовину, битый кирпич примыкает к стене. Потом были дожди, снег - строительный мусор намок. В морозы он обледенел. Зимой это разобрать уже будет невозможно. Если только весной. По-хорошему вообще лучше дождаться, когда там максимально все просохнет. Жалко композицию. Открылась бы замечательная картина. Спасен сюжет с Вождем, а там простые труженики, рабочие, строители новой страны».

При этом виновные в сносе дома и, возможно, утрате уникального монументального полотна, так и не названы. Нет громких дел, возбужденных в отношении погромщиков. Никто не понес материальный ущерб, кроме самих градозащитников, которые собирали деньги на растворители для спасения росписи. Госэкспертиза была заказана на средства ВООПИиК. Министерство культуры взяло на себя создание проекта по разбору завалов и восстановлению здания. Восстанавливать его будут на средства православного благотворительного фонда. Соответственно, в итоге здание, которое могло бы стать светским музеем и домом культуры, перейдет в ведение религиозной организации, и большая его часть будет использоваться под Духовно-просветительский центр.

Ни администрация Королева, давшая добро на снос объекта, ни застройщик, от действий которого может оказаться утраченным признанный шедевр, никак не компенсируют городу и области нанесенный ущерб (Дом Стройбюро признан памятником регионального значения, а если оставшаяся в здании роспись окажется утраченной, это будет потерей для всей российской культуры). Не удивительно, что в Королеве столько памятников культурного наследия разрушены, находятся под угрозой сноса или зажимаются тисками высотной застройки. Открытие выставки Маслова стало праздником для всего просвещенного Королева, для области, для Москвы. На мероприятие приехал и выступил с речью глава Минкульта Олег Рожнов. Однако на презентации не было первых лиц Королева, даже председателя Комитета по культуре Юрия Тимохина и заместителя руководителя администрации Натальи Гринько. Этому, впрочем, никто из королевцев не удивился.

Валерия Нодельман

Роспись Маслова и те, кто ее спас: Филипп Гузанов, Константин Маслов, Евгений Соседов, Мария Миронова, Ольга Мельникова



"