Posted 18 февраля 2009,, 21:00

Published 18 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Выставочное сообщество

Выставочное сообщество

18 февраля 2009, 21:00
С докладом «Развитие выставочной индустрии во время кризиса и как он отразится на выставочной деятельности» выступил главный советник генерального директора ОАО «ГАО ВВЦ» Йохан Витт (в недавнем прошлом – президент UFI). Г-н Витт сделал обзор состояния дел и дал прогноз развития выставочных индустрий в разных странах ми

Свой доклад я разбил на четыре блока. Первая часть – это состояние выставочной индустрии. Во второй я коснусь положения дел в регионах, отдельных странах. Третья часть – тенденции развития выставочной деятельности. Четвертая – обзор того, с чем нам, видимо, предстоит столкнуться в ближайшее время.

Прежде всего давайте поговорим о текущей ситуации в сфере выставочного бизнеса. Сопоставим количество выставок по отдельным регионам, какова была динамика их развития. За последние 12 лет количество выставок в Европе выросло примерно на 17%, в Германии – на 3%, в Северной Америке – чуть больше чем на 5%. Большой спад в Южной Америке, где число выставок сократилось на 17%. Наиболее сильно развивается выставочная деятельность в последние годы в Азии, где количество выставок возросло более чем на 60%.

Коснемся выставочных площадей. В целом в мире имеется примерно 26–27 миллионов квадратных метров выставочных площадей. Примерно половина, а это 14,3 миллиона, сосредоточено в Европе. В данном случае к Европе мы относим и европейскую часть России. Примерно 30% площадей сосредоточено в Америке, 15% – в Азии. Нужно отметить, что именно в Азии осуществляется особо быстрый рост выставочных площадей, которых совсем недавно у них не было.

Теперь рассмотрим планы по строительству и развитию имеющихся выставочных площадей в 2006–2010 годах, хотя должен оговориться, что этот анализ был сделан еще до финансового кризиса. Данные отражают результаты опроса, проведенного в 2007 году среди всех владельцев выставочных комплексов мира. В Европе за счет строительства новых комплексов было намечено увеличить количество площадей всего лишь на 3%. С другой стороны, намечались большие работы по расширению уже имеющихся выставочных комплексов – на 13%. Существенная часть приходится на Россию.

Надо признать, что наибольшее расширение имеющихся выставочных площадей было запланировано в Азии. Здесь в результате нового строительства должно было появиться на 13% больше выставочных площадей, а за счет расширения – на 20%.

Как развивался выставочный бизнес в первой половине 2008 года? Для этого времени был характерен расцвет, все было очень позитивно. Это можно видеть по восторженным выдержкам заявлений для прессы отдельных европейских выставочных комплексов. Например, Милан увеличил оборот своей выставочной деятельности втрое, у Барселоны – тоже рекордные показатели, во Франкфурте – рекорды по продажам, в Швейцарии – выдающиеся результаты. Подобная картина наблюдалась по всем выставочным комплексам.

Вопрос теперь в том, что произойдет в 2009 году. В Европе по всем параметрам будет отмечаться спад. Еще сильнее спад будет в Северной Америке, в Южной Америке – ровная ситуация с небольшим приростом. Единственный регион, где можно рассчитывать на значительный рост выставочного бизнеса, – это Азия.

Теперь коснемся отдельных регионов. Хочу начать с Европы, в том числе с охватом европейской части России. Европа неоднородна, как бы нам ни говорили, что она становится единой. Здесь на сегодняшний момент сложилось четыре, а может, и пять обособленных политических группировок. С одной стороны, у нас есть страны – члены Европейского Союза. Это Франция, Германия, Испания, то есть старые страны ЕС. Следующая группировка – новые члены Евросоюза: Польша, Чехия, Словакия. И еще одна группировка – кандидаты на членство в ЕС: Румыния и Болгария. Есть еще так называемые обособленные нейтральные страны, такие как Норвегия или Швейцария, и страны, которые ни к какой из группировок не принадлежат. Это бывшая Югославия, Белоруссия, Украина, Россия. Поэтому говоря о Европе, нужно всегда иметь в виду, что мы говорим о разностороннем образовании.

Каким же представляется развитие выставочного бизнеса в Европе в следующие два года? Считаю, что нам придется столкнуться с 8 важными новыми моментами. Во-первых, надо сказать, что в 2009 году по всем наиболее значимым выставочным показателям будет наблюдаться спад. То есть спад по количеству сдаваемых в аренду площадей, по количеству экспонентов, по числу посетителей и по общему объему затрат. Все важные параметры выставочного бизнеса будут отмечаться спадом.

Второй момент. Мы будем видеть большую консолидацию, большее сотрудничество друг с другом, и будут небольшие показатели по новому строительству.

В выставочной деятельности будут структурные изменения, будет отмечаться ее большая интернационализация и обострится конкуренция. В частности, конкуренция между западными и восточными странами Европы или в целом Запада и Юго-Восточной Азии.

В период 2009–2010 годов перед нами, кроме того, встанет вопрос улучшения качества услуг нашим клиентам.

Теперь подробнее. Во-первых, почему я считаю, что наступит спад по всем важным параметрам. Дело в том, что в экономике Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании будут минусовые показатели. В этих странах ослаблены и экспорт, и внутренний рынок. В крупнейших отраслях промышленности уже отмечается спад или прекращение какого-то активного бизнеса. Это прежде всего автопромышленность, химия, фармакология, банковское дело, финансовая система. Сокращают свои мощности авиакомпании. Только один пример. В ноябре немецкая «Люфтганза» перевезла на 6% меньше пассажиров и на 8% меньше грузов.

Ежедневно мы видим по газетным сообщениям, что происходит на финансовых рынках. Ситуация там критическая. В выставочных компаниях сокращаются бюджеты на маркетинг, поездки, уменьшаются расходы на приезд экспонентов, посетителей на конкретные выставки. Приходят тревожные сообщения. Например, компания Apple объявила, что в ближайшее время не будет участвовать в каких-либо выставочных мероприятиях. Это очень тревожно.

Когда заглядываешь в будущее, оно часто предстает непонятным, неизвестным. Поэтому полезно бывает оттолкнуться от какого-то похожего исторического периода. Нечто подобное было в 2000 году, но не в таких масштабах. И тогда были все признаки намечаемого экономического кризиса в Европе. Статистика 2000–2003 годов подтверждает, что во время того экономического кризиса драматически понизились показатели по сданным в аренду выставочным площадям. Это то, к чему мы должны быть готовы в ближайшее время.

Возьмем, к примеру, Германию в 2000 году. Даже в такой сложный год страна – лидер выставочного бизнеса – все равно добилась рекордных показателей. Было сдано в аренду 7,2 миллиона квадратных метров площадей, в выставках приняли участие 175 тысяч человек. Зато в последующие годы количество сданных площадей понизилось на 15%, а число участников и посетителей – на 8%. И ситуация в Германии не выправилась до сих пор.

Каковы же последствия кризисной ситуации? Прежде всего консолидация. Яркий пример – Франция. Пять крупнейших выставочных компаний, которые владели выставочными комплексами и сами являются операторами, объединились. В итоге возникла одна из крупнейших в мире выставочных компаний. После того как слияние этих центров будет полностью завершено в будущем году или через год, возникнет вторая по величине выставочная компания в мире.

Второе направление консолидации – укрупнение и вложение средств в выставочные комплексы. Хороший пример – Лондонский выставочный центр Exel площадью 60 тысяч квадратных метров. Этот комплекс был куплен компанией Adnec из Абу-Даби. Она вложила большие средства и затем решила достроить этот комплекс. Кроме того, были вложены дополнительные средства, и комплекс прирастет еще 60 тысячами квадратных метров.

Теперь по источникам финансирования выставочных центров. 72% выставочных центров финансируются государством. Особо крупные, свыше 100 тысяч квадратных метров, на 92% финансируются из госбюджета.

По наличию выставочных площадей в странах Европы явный лидер Германия, имеющая 3,2 миллиона квадратных метров выставочных площадей. Дальше идут Италия, Франция примерно с равными показателями по 2 миллиона, затем Испания, Нидерланды, Великобритания и Россия. Ожидалось, что вскоре последовательность стран в этом списке может измениться, но учитывая финансовый кризис и специфику собственности на отдельные выставочные центры, считаю, что в ближайшее время сохранится примерно такое положение.

О структурных изменениях. Учитывая острый дефицит в ликвидности, в наличии финансовых средств, в ближайшее время произойдет привлечение частных инвесторов, частных компаний, имеющих наличные средства, ликвидность для обеспечения организации выставок. Сами комплексы будут оставаться в государственной собственности. Сюда частные компании допускаться вряд ли будут. Но вот помощь в организации, инвестировании этой работы, видимо, последует. Будет ориентация на более тесное сотрудничество с частными инвесторами.

Следующий аспект. В результате обострения соперничества рождается более глубокая интернационализация. Например, в 1990 году в мире проходило примерно 30 мебельных выставок, причем 20 из них в Европе. В 2006-м около 70% мебельных выставок проводятся уже за пределами Европы. Эта тенденция сохранится. В целом соперничество между Западом и Востоком останется, и больший крен будет делаться в сторону Азии, там будет проводиться все больше выставок.

Теперь относительно тенденций, которые будут отмечаться в ближайшие два года в отдельных странах. В Италии – все большее сотрудничество, интернационализация и рост площадей. Во Франции – консолидация, монопольные структуры, максимальный рост площадей – примерно 1%. В Испании с 2002 по 2007 год был отмечен наибольший прирост по выставочным площадям, они практически удвоились. В ближайшие два года там, думаю, не будет роста, превышающего 1%. В Англии рынок достаточно узкий, маленький и никакого увеличения площадей помимо комплекса в Лондоне, который расширяется компанией из Абу-Даби, не будет.

В Восточной Европе (сюда относится и Россия, о которой я скажу особо) рынок, видимо, будет немного расти. Прежде всего рост площадей может быть отмечен в Польше, поскольку там запланировано построить 330 тысяч квадратных метров.

В Северной Америке очень много маленьких выставочных компаний, которые проводят по 2–3 выставки. Вся картина очень раздроблена, поэтому получить объективные данные не так легко. В Америке отмечался спад всех выставочных показателей – как по количеству сданных площадей, так и по числу экспонентов и посетителей. Низшая точка была в 2002 году, затем до 2007 года наблюдался рост. Прогнозы на 2009–2010 годы – спад всех ключевых показателей. Считаю, что выставочный рынок сократится где-то на 15–20%.

Что касается Азии, то рост ВВП отмечается в Китае – 10%. Цифры очень солидные. Другими словами, тенденция роста ВВП смещается сейчас с Запада на Восток. Поэтому наше внимание должно быть сфокусировано на таких странах, как Китай, Россия, Индия и страны Ближнего Востока.

Если взять население Земли по состоянию на 2003 год, то 15% проживает в Северном полушарии. Эти 15% вырабатывают 55% валового внутреннего продукта. Эта ситуация неправильная, нездоровая.

К 2030 году 50% мирового валового продукта будет вырабатываться только азиатскими странами, и это существенным образом отразится на развитии выставочного бизнеса в этом регионе, на что следует обратить особое внимание.



Окончание в следующем номере

"