Posted 17 сентября 2007,, 20:00

Published 17 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:26

Updated 8 марта, 08:26

ПравдоИСКатели

ПравдоИСКатели

17 сентября 2007, 20:00
В ближайшие дни Мосгорсуд рассмотрит кассационную жалобу известного хоккеиста Павла Буре, который намерен отсудить у авиакомпании 20 млн. рублей. Пилот самолета отказался вести спортсмена, приняв его за футбольного фаната.

Отстаивать свои права в суде в последнее время стали не только публичные люди, но и рядовые граждане. В судах признаются, что за несколько лет число потребительских исков увеличилось в пять раз. Адвокаты предполагают, что правовая активность россиян будет только расти. Тем временем менеджеры компаний проходят курсы, изучая, как быстрее отделаться от претензий клиентов.

Миниатюрной и на первый взгляд робкой москвичке Наталье Смирновой долго пришлось ругаться с менеджерами компании «Икеа», которые на несколько дней задержали доставку купленной мебели. Девушка требовала выплатить ей компенсацию за время ожидания. «Я чуть не подралась с ребятами, наконец-то привезшими мебель, – рассказала она «Новым Известиям». – Мало того, что они задержали заказ почти на неделю, так еще и вели себя по-хамски. После того как я сообщила, что не собираюсь подписывать акт о доставке, пока не вернут деньги, они даже попытались увезти мебель назад. Пришлось силой выпроваживать их из дома, угрожая милицией». Деньги за доставку Наталье все же вернули. Но девушка, возмущенная поведением сотрудников компании, все равно составляет иск в суд. «Они ведь даже не извинились за свое поведение, – жалуется Наталья Смирнова. – Неважно, сколько я еще потрачу времени, главное, докажу всем свою правоту. Буду требовать от компании два млн. рублей за моральные переживания».

Загруженная Фемида

Еще несколько лет назад обиженные потребители даже не подумали бы из-за такого обращаться в суд. Но теперь к Фемиде бегут из-за всякого на первый взгляд пустяка – обожглись в ресторане кофе или сломали зуб о сухарик. «В среднем за последние годы число «потребительских» исков увеличилось в пять раз, – рассказал «Новым Известиям» пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. – Иногда один истец может подать до 18 исков по разным поводам. Мы же не можем отказаться принимать заявления даже от явных сутяжников».

Эксперты утверждают, что потребительский исковой бум с каждым годом будет только нарастать. Гражданскую активность подогревают телевизионные передачи, где справедливость устанавливается за полчаса. Зарубежная практика – решать пустяшные проблемы в суде, пришлась по вкусу россиянам. Ведь, по словам юристов, в девяти случаях из десяти судья становится на сторону потребителя. На их благосклонность и рассчитывают клиенты. «Наказывая обидчика, человек начинает чувствовать свою значимость, – сообщила «НИ» психолог Ольга Осипова. – А если это еще и крупная корпорация, тогда мотивация пойти в суд увеличивается в несколько раз. К тому же пришедший с Запада образ сутяжника слишком привлекателен для россиян. Ведь это всегда успешный человек, который добивается справедливости и еще зарабатывает на этом деньги».

«Теперь по судам бегают не бабули, как раньше, а люди в возрасте 25–30 лет, – рассказал «НИ» председатель правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей Дмитрий Янин. – В основном это мужчины, которые, почитав законы, решили отстаивать свои права». Эти молодые люди чаще всего жалуются на качество сотовых телефонов, музыкальных центров, кофеварок и прочей техники. Есть много исков к ЖКХ».

По словам Дмитрия Янина, в этом году лидерами по исковым притязаниям стали авиакомпании. В основном клиенты требовали возмещения материального и морального ущерба за задержки рейсов.

Российские сутяжники, как утверждают адвокаты, делятся на две категории – те, которые стремятся подзаработать на компаниях, и те, которые любой ценой жаждут восстановить справедливость. «Большая часть россиян в суды идет из-за затаившейся обиды, – рассказала «НИ» руководитель информационного портала адвокатов Ирина Линникова. – Ведь только на этом чувстве можно выдержать годовые процессы, финансовое вознаграждение за которые несоизмеримо маленькое».

Крупный оппонент

Известный хоккеист Павел Буре сцепился в суде с крупной компанией – авиаперевозчиком British Airways. Спортсмена не устроил размер предложенной ему компенсации морального вреда в 10 тыс. рублей. Ранее суд обязал авиакомпанию выплатить эту сумму спортсмену за то, что его выгнали с борта самолета. «За день до этого на этом самолете летели на футбол россияне и устроили на борту дебош, – рассказал «НИ» адвокат хоккеиста Дмитрий Рагулин. – Видимо, пилот решил, что Павел из той же компании, поэтому попросил его выйти до взлета самолета. Чтобы выдворить Буре, вызвали даже наряд милиции, но спортсмен вышел сам». За причиненные неудобства хоккеист потребовал выплатить ему 20 млн. рублей, но из этого получил всего 10 тыс. рублей. «Это просто насмехательство, а не сумма, – возмущается Дмитрий Рагулин. – Российские суды редко адекватно оценивают моральные страдания истцов». Несколько дней назад Павел Буре подал кассационную жалобу, где вновь потребовал возместить ему 20 млн. рублей морального вреда. В ближайшие дни планируются новые судебные разбирательства. Правда, пока неизвестно, сколько они еще продлятся.

Практика показывает, что процессы с крупными компаниями могут длиться долгие годы, а возмещение морального ущерба присудят на копейки. «Обманчивое мнение, что на судах можно заработать. По крайней мере, этого нельзя сделать в России, – утверждает «НИ» Ирина Линникова. – Хотя суды в большинстве случаев принимают сторону потребителя, но выплаты за моральный вред минимальные. В лучшем случае крупные компании предлагают заключить мировое соглашение, после чего выплачивают не более 150 тыс. рублей – это слишком маленькая плата за годы судебной тяжбы».

Мировым соглашением закончилось двухлетнее разбирательство иска, который подала москвичка Ольга Кузнецова на «Макдоналдс». Девушка задела подносом о дверь и обожглась кофе, когда выходила на летнюю площадку кафе. «После двух лет Ольга получила с компании не больше 120 тыс. рублей, – рассказал «НИ» ее бывший адвокат Петр Домбровицкий. – И неизвестно, сколько бы еще длился процесс, если бы юристы «Макдоналдса» не стали обговаривать условия «мировой». В конце процесса Ольга так вымоталась, что согласилась бы уже, наверное, на любую сумму».

Разбирательства с мелкими компаниями и частными предпринимателями решаются быстро, но, как правило, адвокатов на такие процессы трудно заманить. И от этого страдает и результат. «Даже начинающие адвокаты не всегда хотят терять время на мелочные разбирательства, – признается Петр Домбровицкий. – А крупные процессы могут согласиться вести бесплатно. Ведь для адвоката это большой бонус в копилке известности. Так, я бесплатно вел дело по «Макдоналдсу».

«Не сушить кошек в микроволновке»

Сами компании и предприниматели уже давно поняли, что россияне активизировались и намерены отстаивать свои права. Многие менеджеры даже учатся доказывать клиенту, что он не прав, на специальных тренингах и семинарах. «Такие семинары достаточно популярны среди менеджеров, – рассказал «НИ» председатель общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров. – При нынешнем жестком законе «О защите прав потребителей» отделаться от клиентов крайне сложно. А на семинарах опытные юристы рассказывают, как безболезненно объяснить потребителю, что он не прав. При этом у клиентов даже не возникнет желания обратиться в суд. Мы даже создали горячую линию для предпринимателей, которых одолевают как общества по защите прав потребителей, так и клиенты».

Чтобы оградиться от вала исков, отечественные компании даже намерены идти по западному пути – размещать, как и за рубежом, нелепые надписи на продукции. То есть скоро россияне могут увидеть на зубной щетке надпись: «Осторожно, может повредить десну!», а на микроволновке – «Не пригоден для сушки домашних животных».



РОССИЯНЕ ЖАЛУЮТСЯ НА ВРАЧЕЙ И НЕКАЧЕСТВЕННУЮ ТЕХНИКУ

Жители Новгородской области все чаще обращаются в суд с жалобами на некачественные медицинские услуги, сообщает корреспондент «НИ» в Великом Новгороде Светлана РАССМЕХИНА. Самым громким за последний год стал иск семьи Абрамовых к Валдайской клинической больнице о возмещении морального ущерба. Татьяна и Александр Абрамовы ждали первенца. Татьяна наблюдалась у опытного акушера-гинеколога, заведующей отделением районной больницы Татьяны Астапович. Но когда пришло время рожать, гинеколог не измерила параметры роженицы. Малыш умер. Моральный ущерб родителей был оценен в три тыс. долларов. Следом за делом Абрамовых появились новые иски к новгородским роддомам.
В Саратовской области, как пишет корреспондент «НИ» Константин ФОМИЧЕВ, больше всего жалоб возникает к некачественной бытовой технике – холодильникам, стиральным машинам и телевизорам. Но первое место занимают сотовые телефоны. Как сообщил «НИ» специалист Саратовского областного фонда защиты прав потребителей Ремихан Селимов, покупатели предпочитают судиться, нежели отдавать в ремонт не проработавшую и недели технику. Недавно в суде выиграли дело против крупной торговой фирмы «Эльдорадо», продавшей покупателю дорогой телевизор, к которому, по условиям проводившейся акции, полагался подарок – набор дорогой посуды. Но, как разобрался покупатель, цена телевизора оказалась завышена на несколько тысяч, то есть посуду он фактически купил. К тому же и сам телевизор оказался с дефектом. По суду покупателю вернули деньги и выплатили компенсацию за моральные издержки.
А в Северной столице России судьи назначают минимальные компенсации за моральный ущерб, передает корреспондент «НИ» в Санкт-Петербурге Наталья ШЕРГИНА. В 1996 году в одном из домов в Калининском районе Петербурга выгорела квартира. Пожар произошел по вине жилконторы. В доме годами не ремонтировалась кровля. Во время непогоды был мокрым потолок и стены. В конце концов замкнуло электропроводку. В огне погибли женщина и ее дочь, спаслись только отец с сыном. Суд оценил физические и нравственные страдания отца и сына всего лишь в 10 и 15 тыс. рублей.

ИЗРАИЛЬТЯНЕ ЗАЩИЩАЮТ СВОИ ПРАВА ДАЖЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Иностранные компании, поставившие в Израиль некачественный товар, рискуют получить иск на круглую сумму от жителей страны. Ведь по израильским законам граждане могут подавать в суд на любые компании, в том числе и иностранные. Так, например, суд удовлетворил иск гражданина страны к японской фирме, изготовившей бракованный телевизор, который излучал токсичные газы. А в этом году израильтяне умудрились создать прецедент, защитив свои права, нарушенные в Интернете. В тюрьму на три месяца отправился Рафаэль Коэн, директор компании «А-Михраз а-Яшир». Он занимался продажей товаров через Интернет, но оплаченные покупки не доходили до людей. От имени министерства промышленности и торговли Рафаэлю Коэну предъявили обвинение во «введении потребителей в заблуждение при отягчающих обстоятельствах» и «нарушении закона о правах потребителей». Это решение суда, несомненно, дает израильтянам дополнительное чувство безопасности при покупках через Интернет.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим

ПОТРЕБИТЕЛИ В ГРУЗИИ НЕ ВЕРЯТ В СВОИ СИЛЫ

В Грузии жители редко обращаются в суд с жалобой на некачественные покупки или услуги. Разумеется, не потому, что они всегда довольны. Просто одни не верят в то, что в суде смогут добиться справедливости, другие не хотят зря тратить время, нервы и деньги на юридические услуги. Хотя местные юристы считают иначе. По их мнению, потребители сами психологически «не созрели» для защиты своих прав. К тому же об их правах им никто не рассказывает. Потому что некому. Как сообщили «НИ» в столичной справочно-информационной службе, союз потребителей Грузии как организация расформирован. Впрочем, представитель Верховного суда Грузии Нана Васадзе рассказала «НИ», что потребительские иски в судах есть, но это единичные случаи. В статистике Верховного суда Грузии удалось обнаружить всего несколько подобных дел за последние три года. Они касались туристического обслуживания и пассажирских перевозок.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

ПОЛЯКИ ПОВЫШАЮТ СВОИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

13 сентября в польских городах прошла акция, целью которой являлось повышение юридических знаний граждан страны в отношениях между покупателем и продавцом – услуг, товаров, продуктов. Проводило ее польское товарищество по защите прав клиентов (SKP). Как рассказала «НИ» вице-президент SKP Магдалена Яроньска, за это время к ним обратились несколько десятков тысяч поляков. Чтобы обслужить такое число обиженных потребителей, SKP открыло бесплатную телефонную линию. Сейчас на нее звонят беспрерывно. Сидящие на «горячей линии» пятеро юристов терпеливо объясняют людям, что нужно сделать, если испортили волосы в парикмахерской, если продали прокисшую сметану или если во время авиаперелета пропал или был испорчен их багаж. По данным SKP, на «горячую линию» обрушивается до четырех тыс. звонков ежемесячно.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

"