Posted 17 августа 2010,, 20:00

Published 17 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

Паспортом не вышел

Паспортом не вышел

17 августа 2010, 20:00
Ненаписанное в 1993 году в паспортном столе заявление грозит москвичу шестью годами белорусской тюрьмы. Вчера Нагатинский суд Москвы начал рассматривать иск жителя столицы Николая Петровского к Федеральной миграционной службе о незаконности лишения его гражданства РФ. Если Петровский проиграет, его выдадут в Белоруссию

Интересы Николая Петровского в Нагатинском суде вчера представляла его жена Оксана Петровская. Мужчина с 5 июля находится в столичном СИЗО № 77/4 «Медведь». Прокуратура Брестской области (Белоруссия) обвиняет Петровского в получении взятки и требует его экстрадиции. Российская Конституция запрещает выдавать граждан РФ. В январе Петровского уже задерживали, но отпустили, отказав белорусам в его выдаче. А спустя два месяца Петровскому отказали в российском гражданстве. «Необоснованно выданным» паспорт Николая Петровского признала 10 марта нынешнего года старший инспектор по вопросам гражданства УФМС по Москве Наталья Стрекопытова. Ее доводы: на момент вступления в силу российского закона «О гражданстве» 6 февраля 1992 года Петровский был зарегистрирован в белорусском Бресте, а в 1997 году получил гражданство Белоруссии.

Петровский же утверждает, что в Бресте был зарегистрирован временно – отрабатывал три года по распределению после окончания аспирантуры МГУ. В 1993-м он вернулся в свой родной город Белая Калитва Ростовской области, где имел дом. Там же получил новый паспорт взамен утерянного. Спустя год Петровский обменял дом на комнату в коммунальной квартире в Москве и переехал в столицу. С тех пор он постоянно зарегистрирован в Москве. В 2001 году получил российский паспорт нового образца, в 2004-м обменял его на новый в связи с 45-летием.

При получении паспорта в 1993-м году Петровскому нужно было написать заявление, что он выбирает гражданство России, поясняет «НИ» руководитель Центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: согласно законодательству гражданство предоставлялось автоматически только прописанным на территории РФ на момент вступления в силу закона. Те же, кто родились в России (Петровский родился в Ростовской области в 1958 году), но не были прописаны в РФ на 6 февраля 1992 года, должны были сообщить, что не приняли никакого другого гражданства.

По словам Оксаны Петровской, никаких заявлений ее муж не писал. Светлана Ганнушкина обвиняет в случившемся паспортистку: она должна была подсказать, что заявление необходимо. По словам Ганнушкиной, подобных случаев в стране тысячи, когда люди спустя 15 и более лет после выдачи российских паспортов узнавали, что они не являются гражданами страны и никогда ими не являлись. Правозащитница говорит, что единой практики рассмотрения подобных споров нет: «Все зависит от представления ФМС и суда, в каких случаях нужно лишать паспорта».

В столичном управлении ФМС «НИ» сообщили, что по закону Петровский гражданином России не является, а непризнание гражданином человека – это «вопрос к законодателю». Руководитель правового управления ФМС Петр Смагин говорит «НИ», что необходима своего рода «амнистия» паспортов, выданных с такого рода нарушениями. По данным ФМС, в минувшем году «необоснованно выданными» признали 12 тыс. паспортов, в первом полугодии нынешнего – 5,1 тыс.

Ссылка на белорусское гражданство Петровского, по мнению Ганнушкиной, неуместна: «После выбора российского гражданства, а он его выбрал, вернувшись в Россию и получив паспорт, наличие еще одного или двадцати гражданств не имеет значения». Петровский в жалобе в суд написал, что за белорусским гражданством специально не обращался – его выдали как работавшему в той стране на данный момент. От российского же он никогда не отказывался.

На вчерашнем заседании судья Ольга Курочкина постановила запросить дело о выдаче Петровскому паспорта в 1993 году. Следующее заседание назначено на 14 сентября. Между тем решение об экстрадиции Петровского в Белоруссию должно быть вынесено до 5 сентября. «Если захотят – выдадут», – прокомментировал «НИ» адвокат Петровского Григорий Попов.

В Белоруссии Петровскому грозит до шести лет тюрьмы. Его обвиняют в получении взятки со студентов-заочников минувшим летом, когда он возглавлял кафедру истории и теории государства и права Брестского государственного университета. По версии белорусских следователей, Петровский за 130 долларов поставил положительные оценки на пересдаче трем студенткам. Однако в обвинительном заключении сказано, что Петровский «довести свой преступный замысел не смог по независящим от него обстоятельствам» – после сдачи ведомостей в деканат преподавателя задержали. Обвиняемый утверждает, что обнаруженные у него 130 долларов были приготовлены для оплаты ремонта автомашины, в которой сломался кондиционер. Лаборантка кафедры, которую следствие считает посредником при передаче денег, также своей вины не признала.

Постановление брестской прокуратуры об аресте Петровского датируется 30 ноября прошлого года, когда у дела сменился следователь. Тогда же Петровский уволился из Брестского госуниверситета, вернулся в Москву и поступил на работу в один из частных столичных вузов. Причиной преследования преподаватель считает свое высказывание на лекции в мае прошлого года после парада в белорусской столице, который принимали одетые в маршальские мундиры Александр Лукашенко и его пятилетний сын Коля. «Зачем наряжать пятилетнего мальчика в маршальскую форму? Есть в таком поведении главы государства что-то нездоровое», – заявил Петровский. После этого к нему, по его словам, приходили сотрудники госбезопасности и попросили «фильтровать базар».

"