Posted 17 июня 2012,, 20:00

Published 17 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Скажи-ка, дядя...

17 июня 2012, 20:00
В пятницу в Москве завершился двухдневный съезд потомков героев Отечественной войны 1812 года – более 300 представителей именитых семей из России и из-за рубежа. Участники мероприятия делали исторические доклады, знакомились с памятниками и музеями, посвященными военной кампании. На встрече было объявлено об открытии м

Обществу потомков героев Отечественной войны 1812 года скоро исполнится полвека – оно возникло в 1964 году. «Из подобных историко-культурных объединений мы – одно из самых древних», – рассказывает его председатель Виссарион Алявдин. Общество выросло из исторического кружка при музее-панораме «Бородинская битва». Произошло это благодаря генеалогу Владимиру Казачкову, который разыскал по всему миру около 600 человек, чьи предки бились при Бородине и Тарутине, в Малоярославце и Вязьме, на Березине и Немане.

Однако собрать их вместе прежде не удавалось ни Казачкову, ни следующим главам организации. Лишь небольшая московская секция общества ежегодно съезжалась на Бородинское поле в первое воскресенье сентября: «Год за годом встречи становились все более торжественными, – вспоминает в беседе с «НИ» г-н Алявдин. – Сначала на них появилась местная власть. Потом стали приводить солдат из воинской части. Однажды они пришли в форме того времени. Затем вдруг выстрелила пушка, появились русские штандарты – пусть и взятые на «Мосфильме». Вскоре московские члены общества выбрали другую дату для сбора – 12 июня, день, когда наполеоновские войска вторглись на территорию Российской империи. Три года назад организация получила официальный статус, зарегистрировавшись в Минюсте. До этого момента общество почти не контактировало с городскими и федеральными властями.

А вот съезд, прошедший на днях в Москве, был инициирован правительством Москвы. Гостей оказалось более 300, из них порядка 50 приехали из-за рубежа. В минувший четверг состоялось пленарное заседание в гостинице «Бородино», где разместились члены делегаций. Оно началось с литии в память о героях войны, которую отслужил протоиерей Всеволод Чаплин. Пленум был посвящен судьбам выдающихся генералов и офицеров и их вкладу в победу 1812 года. Среди выступивших – потомки генерал-лейтенанта Петра Коновницына, генерал-майора Якова Кульнева, представители родов Мусиных-Пушкиных и Благово, потомок Михаила Кутузова – Кира Хитрово-Кромская. В зале, по словам Виссариона Алявдина, присутствовали носители известных фамилий: Милорадовичи, Багратион-Мухранские, родственники генерала Александра Тучкова из Франции и Испании, представители родов Оболенских, Орловых, Воронцовых-Вельяминовых, Долгоруких и многих других.

У некоторых выступающих славная воинская родословная обнаружилась неожиданно. Например, глава московского департамента межрегионального сотрудничества Юрий Артюх оказался, как и Виссарион Алявдин, родственником генерала Павла Ушакова. Зачитав приветствие московского мэра, он отметил, что предки и самого Сергея Собянина носили красноречивую фамилию Улановы и отличились в боях 1812 года. Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер, зачитав приветствие Берла Лазара и сделав доклад о роли евреев в победе 1812 года, рассказал, что пятеро его родственников участвовали в войне. Поведал о своем предке, сражавшемся при Бородине, и руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.

Член Геральдического совета при президенте РФ Станислав Думин посвятил свое выступление малоизвестным эпизодам войны – участию в ней татарских и башкирских солдат и офицеров. Протоиерей Николай Солдатенков, приехавший из Франции, рассказал о восстановлении Москвы после пожара, не забыв упомянуть о своем предке-купце, пожертвовавшем на снабжение войск и отстройку города крупную по тем временам сумму. Приятная для собравшихся новость прозвучала из уст замминистра культуры РФ Андрея Бусыгина: к осени в столице откроется музей Отечественной войны 1812 года. Подобной экспозиции в России еще не было: в Москве, Бородине, Малоярославце и Тарутине есть музеи и мемориальные комплексы, посвященные лишь одному из сражений, но не всей кампании. Новый музей станет подразделением Государственного исторического музея. Г-н Бусыгин напомнил, что решение об основании музея было принято в год столетия победы в войне, однако воплотить идею в жизнь помешали две мировые войны.

После заседания гости поехали смотреть экспозицию музея-панорамы «Бородинская битва», на территории которого совсем недавно была воссоздана изба крестьянина Андрея Фролова – «преемница» той, в которой состоялся знаменитый совет в Филях. Полюбоваться как следует Триумфальной аркой на Кутузовском проспекте у экскурсантов не получилось: она сейчас реконструируется.

Любопытная деталь: в автобусах французская речь слышалась значительно чаще, чем русская. Оказалось, что многие приехали в России впервые. Один из таких гостей – граф Филипп де Мутье. «В России я прежде не был, незаконнорожденных детей здесь не имею», – заверил «НИ» граф. Его предок, Франсуа де Мутье, служил в королевской гвардии при Людовике XVI, а после революции, спасаясь от гонений республиканцев, сбежал сначала в Пруссию, а затем и в Россию. В 1805 году граф участвовал в Аустерлицком сражении в составе Русской армии, а в 1812-м отличился в Бородинской битве и получил от императора Александра I орден Святой Анны первой степени. Информацию о предке Филипп де Мутье, как и многие другие гости, собирал по крупицам: «Иногда требовалось прочесть целую книгу, чтобы найти в ней одну полезную строчку». Сейчас граф пишет свою книгу о предке и в Россию приехал именно в поисках сведений.

В пятницу гостям предстояла еще одна экскурсия – они посетили подмосковное Бородино, осмотрели экспозицию в Спасо-Бородинском монастыре, основанном Маргаритой Тучковой (игуменьей Марией) в 1818 году в память о ее муже генерале Тучкове на месте его гибели – Багратионовых флешах. Гостям показали и Шевардинский редут, где стояли наполеоновские войска. Сейчас там монумент в память о погибших воинах великой армии с надписью на французском языке. Главный же бородинский памятник – монумент на батарее Раевского – реставрируется, поэтому осмотреть его гости смогли лишь издалека.

"