Posted 17 мая 2007,, 20:00

Published 17 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Последний звонок

Последний звонок

17 мая 2007, 20:00
Выстрел из стартового спортивного пистолета за сделанное на уроке замечание, серная кислота, выплеснутая в лицо учителю после двойки за контрольную, камень, брошенный в затылок... Вот лишь несколько примеров недавних расправ школьников над своими педагогами, о которых стало известно прессе. А сколько подобных случаев б

По оценкам экспертов, за последние два года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50%. И эта нечеловеческая жестокость продолжает сотрясать школьные стены. Так, на днях предъявлено обвинение 11-класснику из Иркутска, который 5 мая нанес преподавателю физики девять ножевых ранений только за то, что та не поставила ему заветный «зачет». Что стоит за этими шокирующими фактами и цифрами? Почему учитель потерял священный ореол уважения в глазах своих подопечных? Что нужно сделать, чтобы спасти жизни педагогов? Ответить на эти вопросы корреспонденты «НИ» попытались с помощью экспертов, учителей и самих детей.

Через неделю в российских школах прозвучит последний звонок. По всем телеканалам будут показывать умилительные сюжеты – рослых выпускников, несущих на своих плечах первоклашек с колокольчиками, девиц в макияже и белых фартуках, родителей с фотомыльницами и, разумеется, учителей со слезами на глазах. Но репортеры умолчат о том, что для многих педагогов это слезы не светлой печали расставания со своими любимцами, а радостного избавления от агрессивных юнцов, издевавшихся над ними чуть ли не все «школьные годы чудесные». Помнится, Павка Корчагин из идейных соображений насыпал учителю Закона Божия отцу Василию табак в тесто для кулича. Обитатели «Республики ШКИД», возмущенные увольнением преподавателя словесности, объявили «халдеям» – своим воспитателям – бойкот, доходивший до рукоприкладства. Ребята из кинофильма «Доживем до понедельника» в знак протеста против советской педагогической казенщины покинули класс… Отношения учителя и ученика везде и во все времена заключали в себе скрытый конфликт. Но сегодня он поражает какой-то первобытной дикостью.

«Она первая начала»

В ноябре 2005 года в одном из детдомов Хакасии десятиклассник попросил у воспитательницы почтовый конверт – хотел отправить письмо близким. Она ответила, что конверта у нее нет, повернулась и пошла по своим делам. Юнец тут же выхватил перочинный нож и набросился на педагога. К счастью, учительница успела увернуться, и удар пришелся в предплечье. В ходе следствия подросток не стал скрывать, что собирался убить женщину.

В Красноярске в феврале прошлого года ученица 8-го класса подкараулила после уроков учительницу и нанесла ей ряд ножевых ранений. Свидетели вызвали «Скорую». Через несколько часов девочка была задержана у себя дома – она учила уроки. Когда приехала милиция, Марина спокойно спросила: «А что, она разве не умерла?»

Ученик пятого (!) класса одной из московских школ, не выполнивший домашнего задания, избил 55-летнюю классную руководительницу. Поводом для нападения стал ее вопрос: «Родители хоть интересуются, как ты учишься?» Мальчик, ударивший женщину кулаком по лицу и ногой в живот, так объяснил свои действия: «А зачем она ругается? Еще и родителей моих при всех оскорбляет, будто они мной не занимаются...»

Эксперты убеждены: эти вопиющие случаи – только вершина пугающего айсберга. «Желтая» пресса пестрит страшилками об учителях, бьющих детей учебниками по головам и заставляющих их вылизывать языком полы в классах. Однако мы практически ничего не знаем о встречном насилии, гораздо более впечатляющем по масштабам. Не знаем по той простой причине, что педагоги часто предпочитают не выносить «сор из избы».

«В том или ином конфликте в первую очередь стремятся обвинить учителей. Но это однобокий подход. Зафиксированных случаев, когда над учителем издевается ученик, не так много – и все из-за того, что многие просто не обращаются в соответствующие органы. Все-таки сейчас педагоги, и без того получающие мизерную зарплату, боятся потерять работу», – рассказала «НИ» заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова.

В отношениях с учителями подростки успешно качают не только права, но и мышцы.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Да и не только в работе дело. Большинство людей склонны верить детям, которым, как кажется, врать сложнее, чем искушенным взрослым. Поэтому нередко жалобы учителей остаются неуслышанными. «Я всегда верю собственному ребенку. Если он говорит, что виноват педагог, значит, так оно и есть», – в один голос говорят родители.

Вот учителя и терпят, сжав зубы. По данным социологов, только треть учителей, пострадавших от насилия воспитанников, допускают возможность апеллирования к правоохранительным органам. 15% готовы прибегнуть к помощи правозащитников. Между тем 80% из них не припомнят случаев наказания учеников за издевательства или привлечения к ответственности их родителей. Такое положение привело к увеличению правонарушений со стороны детей в отношении учителей за последние два года на 50%.

«Это прикольно!»

На Кубани пару лет назад нашумело дело троих приятелей-старшеклассников, которые ворвались в дом пожилой учительницы физкультуры, изнасиловали ее, а потом зверски убили. Наутро как ни в чем не бывало малолетние изверги отправились на занятия в школу и возмущались тем, что урок физкультуры был из-за ее отсутствия сорван. Преступникам уже исполнилось 14 лет, поэтому все они получили длительные сроки заключения, «по-взрослому». Но эта история – все-таки из ряда вон: и по своему зверству, и потому, что «детки» оказались в «клетке». Как сообщил «НИ» столичный адвокат Юрий Добронравов, у нас уголовная ответственность за убийство или покушение на него наступает с 14-летнего возраста. Но если преступник младше, ответственность за его деяния следует правовая – моральный ущерб или расходы на лечение педагога должны возместить родители. Таков закон. Однако и он в России зачастую не выполняется.

Школьники не просто издеваются над учителями – они гордятся своими «подвигами». Так, старшеклассники одной из московских элитных школ свои «достижения» снимают на видеокамеры, вмонтированные в мобильники. Корреспонденты «НИ» посмотрели эти «киношедевры». Пробежки голышом по коридорам во время занятий и прыжки по партам – это еще цветочки. Зато в одном из сюжетов отчетливо видно, как школьники швыряют на уроке еду в педагога. «Нас еще никто ни разу не наказал, – признался «НИ» ученик 11-го класса Петр Н. – Отснятое выкладываем в Интернете, друзьям в школе даем посмотреть. Это же прикольно!»

На прошлой неделе ровеснику Петра из 57-й иркутской школы было предъявлено обвинение за «прикол», который не удалось сохранить в тайне. 5 мая школьник нанес своей учительнице девять ножевых ранений за то, что она не поставила ему зачет по физике. В тяжелом состоянии женщину госпитализировали. В настоящее время подросток находится под подпиской о невыезде. Понятно, что «последний звонок» ему так и не удастся услышать.

Самое слабое звено

Впрочем, помимо безнаказанности маленьких изуверов, проблемы скорее юридической, у такого поведения школьников есть и другая причина – социальная. «В советские годы подобные эксцессы тоже были. На моей педагогической практике и портфелями на уроках бросались, и кнопки на сиденье стула подкладывали, и доску мылом натирали, и поджидали в темных переулках, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Но дети таким образом не вымещали свою злобу, а подсознательно защищались от нарушения их прав. Сейчас чаще всего учитель без каких-либо на то оснований становится жертвой детской неадекватности. Наши учителя и без того в загнанном, униженном положении, и дети это понимают не хуже взрослых. Ребенок выбирает слабейшего и срывает на нем свои обиды. Он не может справиться с папой-алкоголиком, но может ударить учителя по физике. Это приоритеты времени и отражение общей ситуации, когда насилие вышло в стране из-под контроля».

Сегодня учитель в глазах детей не только самый слабый, но и самый презренный, убеждены эксперты. «Ситуация вполне объяснима. Все дело в том, что профессия учителя у нас считается никак не творческой и далеко не уважаемой – это работник сферы услуг, – пояснил «НИ» ювенолог Александр Тарасов. – В странах Латинской Америки, где процент неграмотного населения сильно отклоняется от нормы, совсем недавно такого не было. И до неолиберальных реформ там даже к сельскому учителю относились с уважением. А потом все рухнуло, и начался «школьный экстремизм». С началом подобных реформ в России и у нас учителя, традиционно пользовавшиеся всеобщим уважением, превратились в «обслугу», уравнявшись в правах с уборщицами и продавцами. Заметим, что во всех этих сферах работают преимущественно женщины, в первую очередь подверженные дискриминации. В России они за свои права совсем не борются, так что положение учителей будет лишь ухудшаться».

Правильность этого суждения подтверждает еще тот факт, что чаще всего жертвами нападений становятся учителя частных, элитных школ, где за обучение приходится платить, и немало. Там учителя нередко воспринимают как личного слугу, игрушку, шута, готового все стерпеть, но только не как старшего и авторитетного наставника.

Сами виноваты

Впрочем, как бы жестоко это ни звучало, но многие педагоги заслуживают такое отношение к себе, уверены эксперты. «Главная причина детской агрессии по отношению к учителям кроется в человеческих и профессиональных качествах самих педагогов, – поделился с «НИ» своим мнением исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов. – Учитель обязан знать детскую психологию и предупреждать всевозможные конфликты. Другое дело, что директор должен своего педагога защищать, скажем, отправить его на курсы повышения квалификации. Государство должно создавать условия, при которых яркие личности более охотно занимались бы педагогической деятельностью. Но пока все борются с последствиями: ставят в школах охрану, присылают инспекторов. А за повышение мастерства педагогов никто не борется».

P.S. То ли еще будет

Пока эксперты спорят о причинах детского насилия, преступность в отношении педагогов стремительно молодеет по всему миру. Так, по результатам недавнего исследования в США, процент отчислений питомцев из детских садов в 20 раз больше по сравнению с этим показателем в школах. Самые распространенные проступки малолеток – нападения на воспитателей с использованием тупых предметов, укусы и пинки ногами. По словам ученых из Йельского университета, равнодушие взрослых к тому, что творится в учебных заведениях, вседозволенность, которой пользуются дети в обществе потребления – «главная причина того, что американские детские сады превращаются в змеиные гнезда».

УЧИТЕЛЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами. В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах. Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. «В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% – постоянным оскорблениям», – отмечается в обращении. «Ситуация в школах сложилась нестерпимая, – прокомментировал опубликованные данные представитель профсоюза. – Учителя боятся ходить на работу – об этом заявили 9% из 12 тыс. опрошенных».

Канул в прошлое и образ прусского ментора, наводившего ужас на учеников и грозным видом, и линейкой для телесных наказаний. Педагогам в Германии на время уроков впору обзаводиться бронежилетами. На днях в Берлине 15-летний выходец из Ливана в ответ на увещевания соблюдать тишину на уроке ударил педагога лбом в лицо, сломав 61-летнему математику нос и разбив губы. За прошлый год во всех школах немецкой столицы зафиксировано 1573 случая «морального оскорбления учителей» и «применения физической силы со стороны учеников». Это на 75% больше, чем отмечалось годом раньше. Директора школы из района Нойкельн жестоко избили его ученики. 12-летний мальчуган из Кройцберга во время занятий мощным ударом кулака едва не выбил глаз учительнице. В районе Берлинского зоопарка старшеклассница со «стволом» в портфеле подстерегала учителя английского языка, чтобы тем самым избежать «дальнейшего получения плохих оценок». Члены Берлинской палаты депутатов обсуждают вопрос «об ужасающем росте насилия» в школах. Самые радикальные требуют «отлучать виновников от дальнейшего процесса обучения, а к учителям приставить персональную охрану».

Серьезным прецедентом в Швеции, где педагог раньше даже не мог обороняться от нападений учеников, стало недавнее обращение в полицию группы учителей из города Кируны с жалобой на школьников, которые их «регулярно избивают, царапают и пинают ногами». Полицейские решили проводить беседы с родителями, призывая их объяснить своим чадам правила поведения в школе. Опрос, проведенный Национальным объединением учителей, показал, что 12% педагогов подвергаются физическому насилию и оскорблениям со стороны учеников. 50% опрошенных признались, что большую часть времени им приходится отводить на установление в классе порядка. Пришедшее осенью 2006 года к власти буржуазное правительство обещало навести порядок в сфере образования. Нарушителей спокойствия скоро можно будет удалять из класса и задерживать после уроков для разъяснительных бесед.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин, Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"