Posted 17 апреля 2008,, 20:00

Published 17 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Нас не угонишь

Нас не угонишь

17 апреля 2008, 20:00
Каждому автолюбителю знакомо щемящее чувство тревоги за машину. Спишь, например, а подсознание работает: как там ОНА? Не покушается ли кто? Считается, что, в принципе, можно не волноваться – ведь машина застрахована, в крайнем случае, можно вернуть деньги. Но зачем доводить до крайности? Лучше сделать все для того чтоб

Для начала стоит определиться с терминами. Многие автолюбители привыкли называть сигнализацией любое электронное устройство, так или иначе предназначенное для защиты автомобиля. Между тем автосигнализация, или другими словами, охранная система, всего-навсего должна сообщить владельцу, что с машиной что-то случилось. Например, сработали датчики удара или разбития стекла, открытия двери или капота. Подать сигнал можно разными способами. Проще всего это сделать с помощью сирены, но в большом городе ее скорее услышат разгневанные соседи, чем сам владелец. Радиобрелок-пейджер – более практичный вариант. Но надежнее всего, хоть и значительно дороже, GSM-сигнализация, которая известит о проблеме с помощью SMS-сообщения. Причем, прочитать его можно в любой точке планеты, где есть сотовая связь данного стандарта.

А вот противоугонной системой называется устройство, которое лишает автомобиль способности передвигаться. Механические «противоугонки» запирают руль, педали или коробку передач. Электронные системы блокируют работу двигателя. Желательно совместить оба этих варианта. В целом здесь действует принцип «чем больше, тем лучше», но и впадать в крайность тоже не следует, нагромождая чересчур много элементов.

Если же произошло самое неприятное и автомобиль все-таки угнали, в действие вступает последний рубеж защиты – поисковая система. Она определяет местонахождение машины и передает ее координаты владельцу или специальным службам. Координаты могут устанавливаться с помощью спутникового, сотового или радио- каналов, а иногда и всех трех сразу.

Позвони мне, позвони…

Знаете ли вы, что с помощью так называемого метода GSM-триангуляции можно определить местонахождение любого абонента сотовой связи? Другими словами, взяв за основу расположение нескольких «сот», то есть небольших приемников-передатчиков, реально вычислить, где находится телефонный аппарат. А что если такой же GSM-модуль установить на автомобиль? Правильно – его координаты будут определяться по такому же принципу. А отслеживать перемещение машины на экране может хоть сам владелец, хоть оператор диспетчерского пункта – это зависит от конкретного договора.

Также автомобиль и владелец (или тот же оператор) могут отсылать друг другу «эсэмэски». То есть сработали, скажем, датчики открытия дверей и движения – машина передает тревожный сигнал в виде SMS-сообщения. А автолюбитель или диспетчер уже решают, заблокировать двигатель или включить сирену с помощью ответного сигнала.

Плюсы такой системы налицо. Это и большое покрытие GSM-связи (практически все города России и зарубежья), и простота в обращении. Но есть и минусы. Прежде всего, это не самая высокая точность обнаружения автомобиля – от десятков до нескольких сотен метров, в зависимости от расположения «сот». Кроме того, сигнал GSM-модуля весьма слаб, и его легко подавить с помощью специальных «глушилок» – так называемых джаммеров. Как ни прискорбно, купить эти устройства в нашей стране может едва ли не каждый желающий, причем на совершенно законных основаниях. Джаммеры легально применяются в местах, где нежелательны разговоры по мобильному телефону – в больницах, концертных залах или казино. Зато от случайных угонщиков и просто любителей «покататься» GSM-системы весьма эффективны.

Сверху видно все

Самым распространенными поисковыми системами являются спутниковые устройства. В автомобиле скрытно монтируется GPS-приемник, который определяет координаты машины при помощи нескольких спутников. Кстати, во многих системах используется тот же спутниковый чипсет, что и в большинстве навигаторов – модуль «SIRFStar III».

Чтобы передать координаты автомобиля в центр мониторинга, используется уже знакомый нам канал сотовой связи. Точно так же, как и у GSM-систем, по нему передаются все данные от датчиков и ответные команды оператора. Разница в том, что информация, полученная от спутников, на порядок точнее, чем в сети GSM – точность позиционирования измеряется считанными метрами. К тому же спутники способны разглядеть почти весь земной шар. Конечно, угонщики могут спрятать автомобиль в подземном паркинге или железобетонном гараже, куда не смогут пробиться спутниковые и GSM-сигналы. Но система запомнит последние координаты автомобиля, которые, скорее всего, будут находиться в районе въезда в укрытие. Популярный в криминальной литературе способ – увезти похищенный автомобиль в экранированном фургоне – на практике довольно рискован. Грузовая «фура», даже пустая, сама по себе часто привлекает внимание гаишников, так что рано или поздно подобный транспорт будет вычислен. К сожалению, сигнал от спутников можно заглушить теми же джаммерами, но и разработчики поисковых систем не почивают на лаврах, выдумывая новые методы защиты от «глушилок». А в целом, процент найденных с помощью спутников автомобилей составляет 80–95%.

Это не глушится

Поиск объектов при помощи радиоканала – пожалуй, самый «пожилой» из известных способов. Помните, как еще в старых фильмах «про войну» местонахождение вражеского связиста засекалось радиопеленгаторами? В автомобильной поисковой системе все обстоит примерно так же – на машину устанавливают радиомаяк, который излучает сигнал. Тот, в свою очередь, ловится с помощью развернутой системы направленных антенн, компьютер обрабатывает эти данные и определяет точное местонахождение передатчика.

Перед спутниковыми и GSM-системами у радиопеленгационного устройства есть очень существенное преимущество. Его излучатель на порядок мощнее GSM-передатчика, и благодаря этому сигнал довольно легко пробивается сквозь туннели, железобетонные гаражи и многоярусные подземные парковки. По той же причине изготовить специальный экранированный фургон для скрытой перевозки автомобиля, оборудованного системой радиопоиска, было бы крайне сложно даже для госпредприятия. Использовать «глушилку» тоже не получится – потребовался бы очень мощный сигнал, который создал бы на большой территории такие помехи, что сам по себе привлек бы внимание спецслужб.

Несмотря на то, что автомобильным радиопоисковым системам исполнилось более двух десятков лет, сегодня появляются принципиально новые устройства, причем разработанные отечественными инженерами. Особо стоит отметить охранно-поисковый комплекс одной из крупнейших российских компаний, в котором используется инновационная технология – так называемый «плавающий» радиосигнал, то есть радиоканал с «прыгающей» частотой в выделенном диапазоне. Устройство постоянно переходит с одной частоты на другую, и заглушить его практически невозможно. «Глушилки», способные подавить эту радиосистему, основу которой составляют военные технологии, есть только у самих военных и ряда спецслужб. Трудно представить, что такие устройства могут попасть в руки обычных уголовников, да и обнаружить себя таким образом им проще простого…

Радиопеленгационные устройства можно было бы считать близкими к идеалу системами, но с очень существенной оговоркой – они работают только в местах, где установлены антенны своего оператора. У нас это, как правило, Москва, Санкт-Петербург и некоторые города – «миллионники» с прилегающими областями. За пределами досягаемости антенн все эти навороченные системы бесполезны.

Чем больше, тем лучше

Если сравнить все достоинства и недостатки вышеперечисленных систем, то напрашивается вывод – а не объединить ли эти устройства в едином охранно-поисковом комплексе? Пусть радиопеленгатор возьмет на себя поиск «по горячим следам», а GPS/GSM-системы его дублируют либо действуют самостоятельно, в случае если автомобиль вдруг покинет пределы действия антенн. Такой принцип используют в своих системах несколько российских операторов. Практика показала, что лучше всего защищают автомобиль именно комплексные охранно-поисковые системы, объединяющие радиопеленгацию, спутниковое слежение и GSM-связь. При этом чем больше у компании-провайдера мониторинговых центров в различных городах и чем больше она интегрирована в единую сеть вместе с государственными службами быстрого реагирования, тем надежнее степень защиты.

Быть ко всему готовым

Даже самые хитроумные устройства бесполезны без грамотного технического и организационного обслуживания. Что толку, если машина видна на экране компьютера, но поблизости нет ни одного сотрудника, способного ее перехватить! Так что при выборе охранно-поискового комплекса следует обращать внимание на каждую мелочь. В каких случаях осуществляется связь с владельцем? Кто, скажем, принимает решение о дистанционном глушении двигателя – вы или диспетчер? Насколько тесно сотрудничает компания-оператор с милицией и МЧС? Есть ли у нее свои оперативно-поисковые группы? Какую территорию покрывает система и есть ли у компании связь с коллегами и органами правопорядка в других регионах?

Также имейте в виду, что повышенная безопасность часто связана с определенными неудобствами, ведь вам придется привыкнуть к тому, что система реагирует практически на любые манипуляции с автомобилем, и не забывать своевременно снимать его с охраны. Приготовьтесь к тому, что диспетчер может связаться с вами хоть ночью и попросить проверить состояние автомобиля, скажем, если сработает датчик движения даже от случайного толчка.

"