Posted 17 апреля 2005,, 20:00

Published 17 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Дополнительное время

Дополнительное время

17 апреля 2005, 20:00
В минувшую пятницу Дмитровский городской суд Московской области вынес очередной приговор бывшему полковнику ФСБ Михаилу Трепашкину. В октябре 2003 года автоинспекторы обнаружили в его машине пистолет, за что судья добавила к ранее назначенному четырехлетнему сроку еще один год в колонии-поселении.

Уголовное дело по первой части статьи 222 УК РФ (незаконный оборот оружия) против Михаила Трепашкина было возбуждено 22 октября 2003 года. В тот день бывший чекист был остановлен сотрудниками ДПС ГУВД Московской области на 47-м километре Дмитровского шоссе, и, по версии обвинения, во время осмотра салона его «ВАЗ-2109» на коврике под задним сиденьем автоинспекторы обнаружили сумку с пистолетом. Сам Трепашкин и его защитники сразу объявили, что пистолет ему был подброшен, и попытались это доказать.

Адвокаты настояли на проведении так называемой проверки показаний свидетелей на месте, которая сразу показала, что сумка с пистолетом в предполагаемом месте ее обнаружения просто не помещается. После этого представители следствия озвучили новую версию появления оружия в салоне машины. По их мнению, сумка с пистолетом якобы находилась в кармане переднего сиденья и выпала после того, как Трепашкин стал раскладывать задний диван и случайно ее задел. Следователи даже попытались воспроизвести эту ситуацию, но после целой серии разнообразных экспериментов так и не смогли добиться, чтобы сумка с пистолетом выпала из кармана. Даже после того, как ствол пистолета был опущен в карман лишь на треть, а тяжелая рукоятка с обоймой стала свешиваться наружу, пистолет по-прежнему не хотел добровольно выпадать из кармана. Сомнение адвокатов вызвал и тот факт, что инспекторы ДПС не заметили сумку с оружием во время первоначального осмотра салона. По мнению защиты, сделать это было практически невозможно: светло-зеленая сумка заметно контрастировала с темной обивкой салона и сразу бросалась в глаза.

Тем не менее следствие посчитало этот эпизод полностью доказанным и в конце 2004 года отправило дело в суд. Во время прений сторон представитель гособвинения попросил судью приговорить Трепашкина к одному году лишения свободы. Учитывая ранее вынесенный приговор за разглашение гостайны (четыре года колонии), прокурор попросил частично сложить сроки и назначить ему окончательное наказание в виде четырех лет и одного месяца лишения свободы. Таким образом, наказание за эпизод с оружием даже при наихудшем исходе могло реально увеличить срок бывшему чекисту всего лишь на один месяц.

В минувшую пятницу Дмитровский городской суд Московской области вынес Трепашкину приговор, который стал полной неожиданностью как для самого обвиняемого, так и для его адвокатов. Судья не только не приняла во внимание запрошенный гособвинителем срок, но и ужесточила его в два раза. Михаил Трепашкин был признан полностью виновным в незаконном хранении и перевозке оружия и приговорен к двум годам лишения свободы. Путем частичного сложения сроков по ранее вынесенному приговору судья окончательно приговорила Трепашкина к пяти годам лишения свободы. По мнению адвокатов, приговор был вынесен неправомерно, и они намерены его обжаловать в Мособлсуде.

«Версия следствия об обстоятельствах обнаружения у Трепашкина сумки с пистолетом, конечно, показалась судье неубедительной, – заявила «НИ» адвокат Елена Липцер. – Но вместо того, чтобы обратить все сомнения в пользу обвиняемого и вынести оправдательный приговор, судья неожиданно изложила собственную версию этих событий. По ее словам, сумка с пистолетом находилась уже не в кармане сиденья, а под одеждой Трепашкина. Во время досмотра он наклонился, и она выпала на пол. Сумку под одежду он якобы спрятал тогда, когда его остановил патруль ДПС. Новая версия явилась для нас полной неожиданностью, поскольку мы о ней никогда не слышали и она не была исследована во время судебных слушаний. Если бы мы знали о ней, то, конечно, подготовились бы: принесли его одежду и показали бы всем, что там невозможно поместить сумку с пистолетом».

Назначенный бывшему полковнику ФСБ новый срок, безусловно, отразится и на его попытке покинуть тюрьму по условно-досрочному освобождению (УДО). Как известно, возможность освобождения по УДО предоставляется заключенным, отбывшим не менее 1/3 своего срока и отличающимся примерным поведением. Отсчет срока заключения Трепашкина начался с 22 октября 2003 года, и совсем недавно он подал ходатайство на УДО. Скорее всего, теперь отсчет требуемого для УДО минимального порога будет вестись с учетом его нового пятилетнего срока.



ДЕЛО МИХАИЛА ТРЕПАШКИНА

Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело против Михаила Трепашкина в мае 2002 года после проведенного у него дома обыска. Тогда следователи нашли больше 20 разнокалиберных патронов, в том числе один охотничий. Ему было предъявлено обвинение по статье 222 УК РФ («незаконное хранение боеприпасов»). В октябре 2002 года к делу добавился эпизод о разглашении гостайны. Следствие утверждает, что, не имея на то веских причин, Трепашкин после своего увольнения из органов госбезопасности передал полковнику ФСБ Виктору Шебалину ряд документов, содержащих гостайну. Однако, по словам адвокатов Трепашкина, это была справка, лично подготовленная их подзащитным на одного из террористов, который участвовал в захвате заложников на мюзикле «Норд-Ост» в октябре 2002 года. Эта справка должна была дойти при помощи Шебалина до Управления собственной безопасности ФСБ. 19 мая Московский окружной военный суд признал Михаила Трепашкина виновным в нарушении статьи 283 УК РФ («разглашение гостайны без признаков госизмены»), нарушении ч. 1 статьи 222 УК РФ («незаконное хранение боеприпасов») и приговорен к четырем годам колонии-поселения. Защита и друзья Трепашкина утверждают, что его преследование объясняется исключительно политическими мотивами. Он входил в Общественную комиссию по расследованию взрывов домов в Москве и Волгодонске, активно выступал против действующей власти. К тому же принимал участие в знаменитой пресс-конференции Бориса Березовского, на которой олигарх заявил о том, что ФСБ готовит на него покушение.

"