Posted 17 марта 2015,, 21:00

Published 17 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Попытка не пытка

17 марта 2015, 21:00
Накануне источники в силовых структурах сообщили, что обвиняемые в убийстве политика Бориса Немцова отказываются сотрудничать со следствием и не отвечают на допросах, пользуясь закрепленным в Конституции правом не свидетельствовать против себя (ст. 51). Также во вторник стало известно, что Следственный комитет РФ прове

Во вторник на сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) появилась информация о том, что следователи проверят многочисленные сообщения о пытках и насилии, которые якобы применялись к фигурантам дела об убийстве российского политика Бориса Немцова. «Доводы о незаконном применении силы в отношении Дадаева З.Ш., Губашева А.Ш. и Губашева Ш.Ш. будут проверены в установленном законом порядке, и им будет дана надлежащая правовая оценка», – говорится в письме руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ Александра Щукина, направленном в СПЧ.

Вместе с тем ГСУ СК РФ отказало главе СПЧ Михаилу Федотову и члену Совета Кириллу Кабанову в посещении фигурантов этого дела. Сообщается, что Федотов и Кабанов собирались посетить Заура Дадаева и других арестованных еще в минувшую пятницу. «В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации расследуется уголовное дело № 201/403114–15 по факту убийства Немцова Б.Е. в отношении Дадаева З.Ш., Губашева А.Ш., Губашева Ш.Ш. и других лиц, в ходе чего принимаются все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств преступления. В настоящее время Ваше совместно с Кабановым К.В. посещение названных лиц представляется нецелесообразным», – говорится в ответе главы ГСУ СК Михаилу Федотову.

Впрочем, после ареста и помещения подозреваемых в СИЗО «Лефортово» их уже посещали ряд членов СПЧ, которые также являются представителями Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы. В частности, член ОНК и СПЧ Андрей Бабушкин после визита в «Лефортово» озвучил слова Дадаева о том, что к нему после задержания применяли насилие, лишали пищи. Позже другой член ОНК Елена Масюк сообщила, что Дадаев пожаловался ей на пытки электротоком после задержания.

По предварительной информации, силу к Дадаеву могли применять в промежуток времени с момента задержания (5 марта) до момента доставки в Москву в Басманный суд (8 марта). Это косвенно подтверждается информацией, появившейся после посещения правозащитниками «Лефортово» 14 марта. Как заявил «НИ» член ОНК Александр Куликовский, во время посещения им Дадаева руководство «Лефортово» позволяло говорить с задержанным лишь об условиях пребывания в СИЗО, к которым, по словам представителей изолятора, неизвестное место, где неизвестные люди ранее содержали задержанных, не относится.

Стоит отметить, что после посещения Андреем Бабушкиным Дадаева и других фигурантов дела об убийстве Немцова Следственный комитет вызвал Бабушкина на допрос и присвоил ему статус свидетеля в рамках этого расследования. В этом статусе он не имеет права посещать фигурантов дела. Впрочем, руководство ОНК не видит в допросе Бабушкина большой беды. «Вызов в Следственный комитет – не проблема. Меня вызовут – спокойно пойду. Вообще у нас в ОНК 40 человек, направим в СИЗО кого-нибудь еще», – сказал «НИ» председатель ОНК Москвы Антон Цветков.

Как уже сообщали «НИ», в начале текущей недели стало известно, что следствие изменило обвинение, предъявленное арестованным по делу Немцова. Вместо совершения преступления по найму в формулировке появился мотив политической или религиозной ненависти. Также стоит подчеркнуть, что в понедельник вечером Заур Дадаев заявил своему адвокату Ивану Герасимову, что у него есть алиби на момент убийства Немцова. По словам Герасимова, он передаст эти данные следствию после получения доказательств.

Примерно в то же время дочь Бориса Немцова – Жанна Немцова – дала одно из первых интервью после убийства отца. В эфире телеканала «Дождь» Жанна Немцова заявила, что не доверяет официальному расследованию и считает, что оно было политически мотивированным. Версию о религиозных мотивах убийства она назвала смешной и бессмысленной, так как Борис Немцов был крайне толерантен к людям всех вероисповеданий. Также Жанна Немцова заявила, что следствие пока не признало ее потерпевшей по делу об убийстве отца, поэтому она не имеет доступа к материалам расследования.

"