Posted 17 февраля 2004,, 21:00

Published 17 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

ШАПОЧНЫЙ СЛЕД

ШАПОЧНЫЙ СЛЕД

17 февраля 2004, 21:00
Петербургская милиция продолжает розыск убийц девятилетней таджички Хуршеды Султановой, трагически погибшей на прошлой неделе. Похоже, что правоохранительные органы смирились с тем, что искать придется не таинственных участников коммерческих разборок, а обычных подонков, исповедующих идеи национальной нетерпимости. Пра

Напомним, что в прошлый понедельник вечером на семью выходцев из Таджикистана напала группа из 8–10 молодых людей. По словам Юсуфа Султанова, он вместе с дочерью Хуршедой и племянником Алабиром возвращался с катка в Юсуповском саду, когда на них набросились неизвестные с криками «Россия для русских!» и «Мочи черных!». В результате Юсуф Султанов и 11-летний Алабир получили тяжелые травмы, а 9-летняя Хуршеда скончалась на руках отца еще до приезда машины «Скорой помощи».

Поначалу милиция не хотела видеть в этом преступлении националистического подтекста: в ГУВД заявили, что на Султановых напали из-за неких «коммерческих разборок» – Юсуф Султанов работал на одном из петербургских рынков. Однако затем эта «удобная» версия рухнула. Выяснилось, что Султанов занимался переноской ящиков с фруктами за 200 рублей в день и в торговых операциях не участвовал. «Юсуф хороший человек, он не делал никому зла», – говорит один из соотечественников пострадавшего, работающий на том же рынке.

Похоронить Хуршеду Султанову решили на родине, в Душанбе. Деньги на перевозку гроба помогли собрать представители таджикской диаспоры: на следующий день после убийства у ворот рынка, на котором работает Юсуф Султанов, собрался импровизированный совет. Каждый давал сколько мог. Недостающую часть суммы Султановым привезли представители посольства Таджикистана. Они же оплатят дорогу до Душанбе и обратно для матери и отца убитой девочки. Тело Хуршеды было доставлено в Таджикистан в минувшую пятницу.

Деваться милиционерам было некуда – было объявлено, что убили девочку «лица, испытывающие ненависть к выходцам из Таджикистана». А после того как губернатор Валентина Матвиенко велела «достать преступников из-под земли», городская милиция была переведена на усиленный режим работы. Теперь оперативники работают по 12 часов в сутки «вплоть до особого распоряжения».

Поиск убийц осложняется тем, что, несмотря на «детское время» (около 9 часов вечера), свидетелей убийства Хуршеды не оказалось. «Мы слышали на улице какие-то крики, но подумали, что это дети балуются», – рассказывают соседи Султановых. Приблизительное описание нападавших смог дать сам Юсуф Султанов: ему удалось вспомнить, что лет им было 15–18, внешность у них была славянская, а одеты они были в черные и синие вязаные шапочки и темные куртки. Вооружившись этими приметами, оперативники бросились на поиски.

«Моего сына милиционеры задерживали дважды, – рассказала «Новым Известиям» Мария Семкина, живущая во дворе, где и произошло убийство. – В первый раз его быстро допросили, отобрали шнурки, документы и через полчаса отпустили домой. Но у самого подъезда его схватили снова – милиционеров смутило, что у сына не было шнурков и документов. На этот раз продержали до самого утра». Всего по подозрению в причастности к убийству девочки были задержаны около 40 молодых петербуржцев. Однако, судя по тому, что правоохранительные органы ни одного подозреваемого общественности так и не предъявили, всех их отпустили.

В пресс-службе ГУВД уверяют, что на расследование «дела таджиков» брошены все лучшие сыщики города и первые задержанные могут появиться уже через несколько дней. Учитывая рвение, с каким органы бросились ловить подростков в вязаных шапочках, становится понятно, что в сроки они уложатся. Но вот удастся ли им «достать из-под земли» именно тех, кто нанес 11 ножевых ран девятилетней девочке, пока не ясно.

«Имеющиеся в нашем распоряжении приметы и фотороботы – плохая помощь следствию, – говорит один из занятых поиском убийц Хуршеды Султановой оперативников. – Я не думаю, что оставшиеся в живых жертвы нападения смогут опознать преступников, если мы приведем их на опознание. Мы продолжаем поиск. В первую очередь среди подростков, проживающих вблизи места происшествия и ранее задерживавшихся за совершение хулиганских действий».

Как установили «НИ», во дворе на улице Бойцова, где была убита Хуршеда, уже происходили нападения на таджиков, которых в окрестных коммуналках проживает около сотни. «Один раз на двух женщин напали как раз на том месте, где лежало тело Хуршеды, – рассказывает родственник Юсуфа Султанова, отказавшийся назвать свое имя. – Бывали случаи, когда нас подкарауливали в подъезде. И случается такое почти каждую неделю. Мы не обращались в милицию, потому что знали, что это бесполезно. Я очень надеюсь, что нам самим удастся найти подонков, убивших Хуршеду».

"