Posted 17 января 2010,, 21:00

Published 17 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

За ними – Москва

За ними – Москва

17 января 2010, 21:00
Объявленное недавно сокращение в столице числа рынков на 20%, остановка строительства многих амбициозных проектов, запрет иностранным гражданам работать водителями маршруток, а также уменьшение на текущий год квоты на въезд мигрантов с 350 до 200 тыс. человек должны были привести к закономерному оттоку гостей Москвы. С

В гостинице «Севастопольская», в 1990-е годы превращенной в рынок, лавки у всех одинаковые. Афганец, назвавший себя Шафиком, уже 10 лет торгует в нашей стране китайскими алюминиевыми зонтиками, российскими деревянными расческами и прочей хозяйственной мелочью. Семья осталась в Афганистане, потому что «в Москве дорого снимать квартиру и не знают языка». Шафик язык знает, но пребывание в России ему тоже обходится дорого: «Две тысячи долларов в год за приглашение, визу и разрешение на работу». Шафик говорит, что платит эти деньги официально. Еще приходится платить неофициально, когда задерживают милиционеры: «Берут документы и придумывают, за что задержать».

Связь с родиной помогает поддерживать спутниковый телеканал – афганская речь и национальная музыка целыми днями звучат в лавке Шафика. Он выглядит уверенным в себе солидным хозяином. Но в действительности он здесь на птичьих правах. «После Черкизовского рынка сюда тоже приходили. На 20 дней закрыли, сорок пять фур товара вывезли!» – возмущается торговец. Афганцы из «Севастопольской» скинулись на взятку и через посольских работников передали деньги, чтобы рынок открыли. Конфискованный товар обратно так и не отдали. Шафик рассказывает, что после этого случая несколько десятков его соотечественников, перебравшихся в «Севастопольскую» с «Черкизона», уехали в Афганистан: «Они говорят, там начал, все забрали, тут начал, опять забрали. Больше нет денег начинать». Другие афганцы, наоборот, укореняются в России и получают гражданство, в том числе через фиктивный брак с россиянкой.

В соседнем гостиничном номере благовониями и кальянами торгуют два выходца из Индии, бородатые и в черных тюрбанах. Они увлеченно смотрят на монитор ноутбука, откуда звучит музыка, очевидно, предназначенная для заклинания змей. За визу, приглашение и регистрацию индусы платят, по их словам, по 1,6 тыс. долларов в год. Торговцы считают, что так дешевле и безопасней, чем покупать регистрацию, разрешение на работу или гражданство. Впрочем, по данным московского департамента труда и занятости, таких сознательных гастарбайтеров – лишь треть от общего числа иностранных гостей столицы.

Резиновые дома в «нерезиновой» Москве

В середине октября прошлого года пенсионер из дома №2 по улице Маршала Баграмяна в Люблино, просматривая квитанции по квартплате, обнаружил в графе «жильцы» незнакомого китайца. А его сосед, как выяснилось по квитанциям, жил аж с тремя гражданами Поднебесной. Жильцов-зайцев из квартиры выписали. Пересчитывать квартплату за время совместной жизни не стали, а произошедшее свалили на техническую ошибку. «Чаще всего незаконно прописывают мигрантов в неприватизированные квартиры, на которые не распространяется право наследования, к пожилому человеку, который, скорее всего, разбираться не пойдет, – рассказал «НИ» член комиссии Мосгордумы по безопасности Антон Палеев. – Прописавшиеся в квартире ждут, когда вопрос решится «естественным образом», после смерти жильца переселяются на его место».

Эксперты считают, что двое люблинцев еще легко отделались. Неуловимые граждане КНР могли набрать потребительских и ипотечных кредитов, зарегистрировать по фиктивному адресу автомобили или оружие, в конце концов, они могли быть в розыске. «Представьте, человек сидит дома, и к нему в квартиру вламывается милиция, ищущая одного из мигрантов, зарегистрированного по этому адресу, – говорит «НИ» юрист Центра социального обслуживания столичного района «Донской» Денис Ламков. – Не говоря об атаках со стороны ГАИ, налоговой инспекции, коллекторских агентств. Не всякое сердце выдержит».

Утверждать непричастность сотрудников паспортного стола к таким инцидентам нельзя, считают юристы. «Все решается взяткой начальнику паспортного стола и нотариусу. Дальше подделывается подпись жильца и оформляются все документы на иностранца, – рассказал «НИ» адвокат Кунцевского районного суда Вадим Александров. – Если в счетах изменилось количество зарегистрированных на площади лиц, нужно идти в паспортный стол и требовать выписку из домовой книги. В случае если выясняется, что в квартире зарегистрированы посторонние люди, следует подать заявление в прокуратуру. Будет проводиться графологическая экспертиза подписи, и если будет доказано, что она подделана, то регистрация признается недействительной».

Но чаще всего мигранты предпочитают регистрироваться в так называемых резиновых домах. «Девушка, приехавшая из Киргизии и решившая получить регистрацию законным путем, рассказывает, что регистрацию предлагают прямо на Курском вокзале, – сообщил «НИ» Денис Ламков. – У фирмы куплено в собственность общежитие на Кантемировской улице, куда «прописывают» тысячами».

Впрочем, «резиновым» домам скоро придет конец, обещают депутаты Мособлдумы. Они предложили установить минимальный метраж, положенный для регистрации каждого человека и внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс. По старому Жилищному кодексу минимальная норма жилплощади, необходимой для прописки, составляла 6 кв. метров на человека, в Москве – 12 «квадратов» (эта норма до сих пор действует для неприватизированного жилья). Но в 2004 эту норму отменили, а владельцы жилья получили право регистрировать произвольное число людей в домах.

Любви все граждане покорны

В свои 25 лет коренной москвич Дмитрий Б. уже развелся во второй раз. Причина не в постоянных скандалах, изменах или несхожести характеров со второй половинкой. Вообще-то жен, гражданок Украины и Узбекистана, Дмитрий видел за все время лишь несколько раз: при знакомстве, передаче кругленькой суммы за новый социальный статус, регистрации брака и разводе. Если и была в этом союзе какая-то любовь, то только к деньгам. «Первая супруга мне заплатила около тысячи долларов, – поделился с «НИ» Дмитрий. – Через три года – а именно столько требуется, чтобы при разводе никто не заподозрил фиктивность брака, – мы расстались. Первая жена познакомила меня со своей подругой из Андижана. Через пару месяцев я женился во второй раз, опять на три года, но уже за 2,5 тысячи долларов. В третий раз женюсь на любимой девушке – хватит с меня браков по расчету».

За девять месяцев прошлого года число союзов с иностранными гражданами, заключенных в столице, увеличилось примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Сейчас каждый седьмой брак можно назвать интернациональным. По словам начальника управления ЗАГС Москвы Ирины Муравьевой, чаще всего свадьбы играют с британцами, немцами, израильтянами, американцами и турками. Среди соседей из СНГ лидируют граждане Украины, Молдавии, Узбекистана, Армении и Азербайджана. Эксперты убеждены: большая часть из таких союзов – фикция.

Потребностью горожанок «уж замуж невтерпеж» активно пользуются находчивые иностранцы. Ведь это один из самых простых способов получить регистрацию в Москве вне квоты, вид на жительство, а через пять лет – российское гражданство. Порой доходит до абсурда: например, когда в ЗАГС является старушка 1919 года рождения и двадцатилетний кавказец. «Одна москвичка жаловалась на мигрантов, делающих ремонт в подъезде, – рассказала «НИ» член комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Татьяна Портнова. – Ремонт сделали некачественно, но основной проблемой жильцов оказались настойчивые рабочие, ходившие по квартирам в поисках невест».

Наказания за «фальшивый» брак российское законодательство не предусматривает. «У нас нет даже системы проверки брака на фиктивность, – пояснил «НИ» юрист московского представительства британской компании Allen&Overy Александр Дынкин. – В США, например, существует целая процедура, включающая в себя тесты и собеседование с будущими супругами, если один из них иностранец». Все это провоцирует рост мошенничеств, причем с обеих сторон. «Если жилье муниципальное, то один из супругов может сохранить за собой право на жилую площадь, – рассказал «НИ» адвокат Кунцевского районного суда Вадим Александров. – Если фиктивные муж и жена взяли кредит и брак расторгается без признания его недействительным, то, по решению суда, каждому супругу придется выплатить половину долга. Если москвич – обладатель приватизированной квартиры фиктивно женился на иностранке «в положении», то ребенка после развода выписать будет очень сложно, только через суд и при поддержке хорошего адвоката».

Дефект фикции

Впрочем, есть и другие способы «нелегальной легализации». «Наиболее распространенный способ легализоваться для приезжих – оформить через фирму-однодневку разрешение на работу, – говорит Вадим Александров. – На основании фиктивного контракта фирма получает в ФМС квоту на въезд иностранных граждан. Разрешение является документом безадресным, привезти можно кого угодно. После приезда иностранцев фирма оформляет на них годичное разрешение на работу, указывает должность, в которой якобы будут трудиться мигранты. И все – право на пребывание в городе есть, работать не обязательно». А можно просто купить все необходимые документы – от разрешения на временное проживание до гражданства РФ. Достаточно накопить от 80 тыс. до 350 тыс. рублей и обратиться в любую компанию, якобы занимающуюся юридической помощью нелегалам. Прописаться в «замкадье» будет еще дешевле – 40–50 тыс. рублей.

Эксперты убеждены: ситуация сохранится до тех пор, пока не будут приняты комплексные меры. «Приглашающая сторона должна нести полную ответственность за каждого мигранта, – считает Антон Палеев. – В прошлом году в Административный кодекс были внесены изменения, согласно которым юридическое лицо должно выплатить до 500 тысяч рублей за каждого нелегального мигранта, работающего на объекте. Благодаря этому нововведению бюджет собрал 45 миллионов рублей. Но выгода от нелегалов настолько велика, что работодателей не останавливают огромные штрафы. Необходимо усилить контроль в этой сфере».

В ШТАТАХ МИГРАНТУ ВЫГОДНЕЕ ЛЕГАЛИЗОВАТЬСЯ, ЧЕМ ПРИБЕГАТЬ К ПРОТИВОЗАКОННЫМ УХИЩРЕНИЯМ

В 1952 году в США был принят закон (Immigration and Nationality Act), который упорядочил структуру иммиграции. В соответствии с условиями этого закона, действующими по сей день, общий годовой въезд легальных иммигрантов в США не должен превышать 270 тыс. человек. Закон 1952 года не применяет никаких квот при миграции в страну специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники, а также близких родственников граждан США. Не подлежат ограничениям иммиграционной квоты беженцы в США из других стран. Недавняя попытка террористической организации «Аль-Кайда» взорвать американский самолет, летевший из Амстердама в Детройт, не оказала никакого влияния на иммиграционную квоту и другие условия закона 1952 года.
По сведениям федерального бюро переписи населения, а также федеральной иммиграционной службы, за последние пять лет численность легальных иммигрантов, переехавших на постоянное жительство в США, увеличивалась с каждым годом. К концу 2008 года их было 37,5 млн. человек. А численность иммигрантов, получивших официальный статус граждан США, только в том же 2008 году, оказалась рекордной – 1 млн. 46 тыс. 539 человек.
Легальные иммигранты пользуются теми же льготами, что и граждане США. В зависимости от семейных условий, возраста и денежного дохода им предоставляется бесплатное медицинское страхование и приобретение лекарств по федеральной системе «Медикейт». Кроме того, свою лепту в улучшение условий ассимиляции новых граждан страны вносят общественные и религиозные организации. Крупнейшая в стране религиозная организация католической церкви ежегодно затрачивает миллионы долларов для облегчения финансовых проблем вновь прибывших в страну людей. «Прежде всего мы оказываем бесплатную помощь пожилым людям и многодетным семьям», – сказала «НИ» консультант чикагской католической организации Вера Орлова. – Мы помогаем им в уборке квартир, доставке на дом бесплатных продуктов питания. У нас есть специальная категория служащих, которая выполняет функцию нянек, ухаживая за малолетними детьми, больными и пожилыми людьми. Мы помогаем вновь прибывшим иммигрантам в изучении английского языка».
Легальные иммигранты не нуждаются в заключении фиктивных браков (статистика таких браков не ведется) или противозаконном присвоении себе статуса гражданина США. К таким методам прибегают нелегалы. При аресте нелегала за совершение любого преступления он немедленно подлежит депортации. Сколько нелегалов проживают в США, не знает никто. Приблизительные оценки колеблются от восьми до 12 млн. человек. Идея принятия нового иммиграционного закона с целью легализации незаконной иммиграции обсуждается сейчас администрацией Белого дома и законодателями Конгресса США.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


ЯПОНЦЫ ТОЧНО ЗНАЮТ, КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ИМ НУЖНЫ

Быстрое старение населения заставляет власти Японии восполнять нехватку рабочей силы за счет строго регулируемого иммиграционной службой и полицией притока иностранцев. Еще два года назад здесь не хватало автосборщиков, медсестер, сиделок для ухода за престарелыми, помощников фермеров и рыбаков. Предпочтение отдается специалистам со знанием японского языка. Они есть, например, в Южной Америке, где проживает большая диаспора выходцев из Японии.
Глобальный кризис свел к минимуму наем гастарбайтеров, но желающих заработать в Японии не убавилось. Соискателям нужен местный спонсор или гарант, точные сведения о котором надо обязательно указывать при получении визы. Немало иностранцев, ищущих заработок в Японии, получают студенческие или стажерские визы сроком на два года, которые могут быть продлены. Бары при содействии брокеров за рубежом приглашают на работу официанток и танцовщиц. Известно немало грустных историй, когда девушек заставляют заниматься не только этим. Российский контингент работающих по частному найму невелик – около 10 тыс. человек. Гораздо больше оседает в Японии граждан Бразилии, Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Всего здесь проживают около одного млн. иностранцев, имеющих свидетельство о регистрации. Оно выдается мэриями сроком на три года и продлевается на два года в случае «примерного поведения». Для продления визы заявитель должен выехать из Японии. Нарушители режима выдворяются из страны и вносятся в «черный список». Крупным штрафам подвергаются и работодатели, нанявшие иностранцев в обход правил. Спрятаться «чужакам» в Японии сложно. Брак с иностранными гражданами не приветствуется общиной, и власти не спешат представлять гражданство заморским супругу или супруге. Как и детям, родившимся в такой семье.
В декабре местная полиция арестовала гражданку КНР за въезд в страну по поддельному паспорту и сдачу чужих отпечатков пальцев, благодаря чему ей удалось успешно пройти биометрический контроль. 27-летняя китаянка попала в «черный список» в 2007 году, когда была выдворена из Японии за превышение указанного в визе срока пребывания в стране. Блюстители порядка обратили на нее внимание в связи с предъявленным ею «липовым» свидетельством о браке с японцем при оформлении вида на жительство. В полиции китаянка призналась, что «обновила» свои отпечатки пальцев на обеих руках при помощи хирурга в Китае. Сделанная под наркозом операция в провинции Фуцзянь обошлась ей в 100 тыс. юаней (около 14 тыс. долларов).
После вступления в силу в ноябре 2007 года закона, по которому иностранцы старше 16 лет при въезде в Японию должны сдавать отпечатки указательных пальцев и фотографироваться, власти пресекли до тыс. попыток незаконного проникновения в страну. Задержание в начале 2009 года 51-летней кореянки, которая имела фальшивый паспорт и без проблем прошла «биометрию» в аэропорту Аомори, нанеся отпечатки пальцев на прозрачную пленку, вызвало шок у пограничников. В целом же нарушители все чаще нелегально проникают в Японию из Южной Кореи на небольших быстроходных катерах.
Валерий АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии, специально для «НИ»

"