Posted 16 сентября 2003,, 20:00

Published 16 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Дуэль у турникетов

Дуэль у турникетов

16 сентября 2003, 20:00
Вчера получил продолжение громкий скандал вокруг системы турникетов, установленных на придорожных платформах столичных вокзалов и железнодорожных станций, принадлежащих Московской железной дороге. После ряда безуспешных попыток ликвидировать незаконные турникеты мирным путем прокуратура Москвы пошла на крайние меры и в

В 2000 году МЖД впервые в России решила внедрить автоматизированные системы оплаты, контроля и учета проезда пригородного сообщения (АСОКУПЭ), более известные в народе как турникеты. По правилам МЖД, пассажир должен купить билет, вставить его в специальное считывающее устройство, после чего доступ на перрон будет открыт. Система работает таким образом, что для выхода пассажира с платформы также необходим билет. Если он утерян в дороге или его не было изначально, тогда для выхода необходимо купить так называемый штрафной билет. При отсутствии денег покинуть платформу нет никаких шансов. Законных.

Как говорили железнодорожники, турникетная система позволяет бороться с многочисленными безбилетниками в пригородных электричках и помогает учитывать пассажиропоток. Действительно, после того как первые турникеты появились на Казанском и Ярославском вокзалах, доходы от продажи билетов на пригородные поезда сразу возросли в 40 раз. Однако внедрение турникетов принесло массу проблем законопослушным пассажирам. Мало кому понравились новые правила МЖД, которые обязывают покупать билеты даже для провожающих. Кроме того, если человек по какой-то причине отказывается от поездки, он уже не может сдать билет в кассу и вернуть свои деньги.

Пассажиры не стали терпеть, и с первых же дней работы новой системы в различные инстанции и в том числе в прокуратуру Москвы посыпался шквал заявлений и жалоб. После серии проверок прокуратура посчитала, что установка турникетов противоречит существующему законодательству и обязала руководство МЖД ликвидировать «мышеловки».

Основные претензии сводились к тому, что действия МЖД нарушают «Закон о защите прав потребителей», в частности статью 32. Она гарантирует пассажиру право отказаться от услуг перевозчика и вернуть деньги за билет. Кроме того, турникетная система вступает в противоречие с некоторыми правилами пожарной безопасности и значительно ограничивает возможности для эвакуации пассажиров в случае непредвиденных ситуаций. По мнению юристов, МЖД нарушает и конституционное право пассажира на свободу передвижения.

В августе 2000 года прокуратура Москвы начала активную борьбу «за свободу пассажира» и выиграла за три года шесть судов. Железнодорожники, в свою очередь, всячески затягивали судебные процессы. Наконец 30 октября прошлого года судья Мещанского райсуда Синичкина вынесла решение о незаконности действия турникетной системы и обязала МЖД ее демонтировать. Юристы МЖД подали кассационную жалобу в Мосгорсуд, но 24 марта 2003 года коллегия по гражданским делам оставила в силе решение Мещанского суда.

27 мая 2003 года судебные приставы Центрального административного округа Москвы получили решение суда и предприняли меры к его исполнению. После того как МЖД дважды отказалась демонтировать турникеты, руководство этого ведомства было оштрафовано на 100 и 200 минимальных размеров оплаты труда. Однако поток жалоб от пассажиров не прекращался. Железнодорожники продолжали устанавливать новые турникеты не только в столице, но и в области.

Сотрудники отдела по надзору за законностью на железнодорожном транспорте прокуратуры Москвы были вынуждены прибегнуть к крайней мере. Против начальника МЖД Владимира Старостенко вчера было возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ («неисполнение решения суда»), которая предусматривает штраф и увольнение, а в крайнем случае и лишение свободы на два года. Извещение о возбуждении против него уголовного дела Старостенко уже получил. Скорее всего, в ближайшие дни он будет вызван на первый допрос.

Официальные представители МЖД и МПС РФ вчера категорически отказались комментировать корреспондентам «НИ» сообщения о возбуждении против высокопоставленного железнодорожника уголовного дела, да и вообще говорить о турникетах. Впрочем, можно предположить, что МЖД вряд ли поспешит исполнять судебное решение и демонтирует турникеты. Во-первых, в организацию системы вложены десятки миллионов долларов. Во-вторых, у них перед глазами пример московских аэропортов.

Примерно год назад начальник управления по надзору за исполнением закона и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ Тамара Пахоменко направила в суд иски к руководству аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково». Генпрокуратура пыталась доказать, что аэропорты не имеют права взимать с пассажиров деньги за проезд автомобилей на территорию аэровокзалов и за стоянку на ней. Дело в том, что услуги по предоставлению места для парковки машин уже оплачены авиакомпаниями, которые включают этот сбор в стоимость авиабилета. Получается, что пассажиру приходится дважды платить за одну и ту же услугу.

Однако вмешательство Генпрокуратуры не произвело на владельцев аэропортов никакого впечатления. Доход от парковочного бизнеса во много раз превышает суммы налагаемых на них штрафов. Поэтому шлагбаумы платных стоянок и сегодня встречают тех, кто на автомобилях подъезжает к аэровокзалам. Вполне возможно, что по такому же пути пойдет и МЖД. В то же время нельзя исключать, что МЖД согласится с требованиями суда. Если, конечно, уголовное дело возбуждено не для легкой острастки, а «на полном серьезе».

Вчера корреспонденты «Новых Известий» побывали на нескольких московских вокзалах, чтобы посмотреть, как возбуждение уголовного дела против начальника МЖД повлияло на работу турникетов. Как и ожидалось, никак. Турникеты «на выход» стоят на своих местах и по-прежнему, вылавливают пригородных «зайцев». Правда, в ультрасовременные силки почему-то чаще попадают пенсионеры, так до сих пор и не разобравшиеся, что и куда вставлять. Дежурные по залам, проклиная злую судьбину, то и дело спешат им на помощь.

«Елки-палки, да что это такое? – ругается пожилой мужчина, у которого никак не получается выйти с пригородной платформы Ярославского вокзала. После пятой попытки вставить билет в автомат, он обращается к дежурной: – Давай выпускай быстрее, опаздываю я».

Дежурная по залу срывается с места. А к другому турникету уже подходит сгорбленная старушка. Ей тоже надо помочь. А тут и мама с малолетним ребенком угодила в ловушку. Мать оказалась с одной стороны, дитя – с другой.

«Я же вам говорила, – не выдерживает дежурная, – надо по одной линии идти».

Молодая мамаша раздраженно парирует:

«А вы бы сами попробовали с огромной сумкой и ребенком пролезть по одной линии».

В общем, скандал.

Тем временем молодые безбилетники, как и положено настоящим «зайцам», весело перепрыгивают через турникеты или пролезают под ними, ни на кого не обращая внимания. И двигаются дальше. «Заяц», он и в Африке «заяц» – попробуй догони.

«И часто так проскакивают?» – интересуемся у дежурной.

«Бывает», – коротко отвечает она. И снова спешит на помощь застрявшей пенсионерке.

Наконец поток пассажиров стихает. Дежурная облегченно вздыхает, достает сигарету, отходит в сторону и закуривает. Скоро должна подойти еще одна электричка. И все начнется сначала.

«А вы думаете, мы здесь ничего не делаем? Работа у нас такая – «зайцев» ловить. А законно или незаконно установлены турникеты – это не наше дело. Начальство сказало нам здесь быть, мы и стоим. И что-то никто не говорил, что их скоро начнут убирать».

Неожиданно перед мужиком средних лет закрывается турникет. И он на весь зал начинает вспоминать чью-то мать.

«Здесь и не такое говорят!» – хладнокровно комментирует дежурная.

Та же картина на Казанском вокзале. Поток пассажиров. Дежурные по залу напоминают мультяшных Чипа и Дейла: постоянно спешат кому-то на помощь.

На Белорусском вокзале дежурная по залу неожиданно выдвигает требование зачехлить фотоаппарат.

«Вы наснимаете, а мне потом отвечать, – возмущается Людмила Николаевна. – Я и так здесь как на войне».

За свою «войну» дежурные получают по 2 тыс. руб. в месяц. «Есть еще надбавки, – уточняет Людмила Николаевна, и кивает на компьютер, установленный в ее кабинке. – Все учитывает: сколько в кассе билетов продали, сколько по ним прошло людей, скольких я пропустила».

Впрочем, по мнению дежурного по Белорусскому вокзалу, турникеты просто необходимы. Да и продажа билетов увеличилась. Что касается уголовного дела и законности установки турникетов, то, как сказал дежурный, давать комментарии по этому поводу не в его компетенции.

Ну а простые люди после вопроса: «А нужны ли турникеты?», начинали крыть «мышеловки» на чем свет стоит. Как сказал один из пассажиров: «Нам на эти самые «ихние» доходы и расходы плевать. Главное – на электричку успеть, да потом с электрички на работу».

В 2000 году МЖД впервые в России решила внедрить автоматизированные системы оплаты, контроля и учета проезда пригородного сообщения (АСОКУПЭ), более известные в народе как турникеты. По правилам МЖД, пассажир должен купить билет, вставить его в специальное считывающее устройство, после чего доступ на перрон будет открыт. Система работает таким образом, что для выхода пассажира с платформы также необходим билет. Если он утерян в дороге или его не было изначально, тогда для выхода необходимо купить так называемый штрафной билет. При отсутствии денег покинуть платформу нет никаких шансов. Законных.

Как изначально заявляли железнодорожники, турникетная система позволяет бороться с многочисленными безбилетниками в пригородных электричках и помогает учитывать пассажиропоток. Действительно, после того как первые турникеты появились на Казанском и Ярославском вокзалах, доходы от продажи билетов на пригородные поезда сразу возросли в 40 раз. Однако внедрение турникетов принесло массу проблем законопослушным пассажирам. Мало кому понравились новые правила МЖД, которые обязывают покупать билеты даже для провожающих. Кроме того, если человек по какой-то причине отказывается от поездки, он уже не может сдать билет в кассу и вернуть свои деньги.

"