Posted 16 мая 2010,, 20:00

Published 16 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Первые шаги

Первые шаги

16 мая 2010, 20:00
В Правила дорожного движения внесены существенные поправки. То, за что «Новые Известия» долго боролись, организовав акцию «Операция «Зебра», наконец, узаконено. (Напомним, что наша редакция около пяти лет проводила вместе с сотрудниками ГИБДД рейды на улицах Москвы и других городов, стараясь приучить автомобилистов про

Десятого мая правительство РФ внесло в Правила дорожного движения (ПДД) ряд поправок, призванных уменьшить число аварий с участием пешеходов. Так, теперь автомобилисты обязаны включать на городских улицах в светлое время суток фары ближнего света, дневные ходовые лампы или габаритные огни с противотуманными фарами. Раньше делать это положено было только за городом. Такие меры позволят сделать машины более заметными даже в пасмурную погоду. Впрочем, в городских условиях машину, проезжающую по дороге, не заметить сложно. Другое дело, если она выезжает из-за угла, и чем тут поможет ближний свет – не совсем понятно. Кроме того, фары дневного света «съедают» много энергии, а дневные ходовые лампы можно установить не на каждой машине, жалуются автолюбители.

Еще одно важное изменение призвано повысить внимательность автомобилистов рядом с нерегулируемым пешеходным переходом. Если раньше водители должны были пропустить пешехода, который уже переходил проезжую часть по «зебре», то теперь то же самое придется делать и для тех, кто только ступил на переход. Более того, новыми правилами запрещается обгон машин, тормозящих или останавливающихся в соседних рядах перед переходящими дорогу людьми. Иными словами, перед каждой «зеброй» водители должны будут проверить, нет ли пешехода перед соседними машинами.

Эксперты отнеслись к этому пункту в поправках неоднозначно. «Представьте Ленинский проспект, четыре полосы в каждую сторону, автомобилист находится в крайней левой. Пешеход ступил на переход, за то время, как он дойдет до того автомобилиста, водитель успеет покурить, протереть стекла и долить тосола, – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Кроме того, откуда водитель может знать, зачем пешеход ступил на «зебру»? Может, он хотел посмотреть, не идет ли его троллейбус, или такси поймать – из-за этого должно вставать все движение? Автомобилисты не должны создавать помехи пешеходу на переходе, то есть пешеход должен не шарахаться от машин, а спокойно пересечь проезжую часть, не меняя скорости и направления. А данные поправки слишком формализованы, они не учитывают реальных ситуаций».

Смущают экспертов и другие пункты поправок, в особенности те, что касаются дефиниций. К примеру, обгоном теперь считается опережение с выездом на встречную полосу, тогда как раньше – простой выезд за пределы своей полосы. При этом обгон тихоходных (то есть со скоростью менее 30 км/час) транспортных средств, гужевых повозок, двухместных мотоциклов без коляски и мопедов разрешен. Однако совершенно не ясно, как доказать то, что конкретное транспортное средство двигалось со скоростью 28 км/час, а не 32 км/час. Коснулись изменения и детских поддерживающих устройств: люльки, автокресла, адаптера ремня (устройство, «снижающее» уровень ремня так, чтобы он приходился ребенку не на горло, а на грудь) и бустера (своего рода подушка, благодаря которой ремень безопасности приходится на грудь, а не горло). Ранее устройства должны были быть специальными, то есть сертифицированными. Теперь – не обязательно. «Это фактически означает, что родители могут вместо автокресла использовать хоть санки, вместо адаптера – прищепки, а вместо бустера подложить под ребенка, например, чемодан», – опасается Виктор Травин.

Поправки в ПДД, по задумке авторов, должны устранить противоречия между старыми правилами и Административным кодексом. В частности, в правилах теперь прописано, что считать условиями недостаточной видимости, а также препятствием. Однако вместо того, чтобы внести ясность, новые пункты лишь добавили тумана. «Это дает право любому сотруднику ГИБДД трактовать нарушение правил по-своему, – считает Виктор Травин. – Например, для меня «дефектом дорожного полотна» может считаться трещина в асфальте, а для сотрудника ГАИ – нет. А ведь разница в наказаниях огромна: если выезд на встречную полосу произошел из-за препятствия, то автомобилиста штрафуют на тысячу рублей, если препятствия не было – отбирают права».

Поправки в ПДД не до конца проработаны, убеждены эксперты. «Чем консервативнее ПДД – тем лучше, любые поправки в них должны вноситься, если только они жизненно необходимы, причем после широкого обсуждения, – выразил «НИ» свое мнение председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – У нас ничего этого не было, поправки были приняты кулуарно. Как поступить в такой ситуации людям, которые только получили права, что делать тем, кто пять–десять лет ездил по старым правилам? Им очень сложно будет перестроиться».

Через полгода, когда поправки вступят в действие, эксперты прогнозируют невероятный рост «дорожной коррупции». «В Норвегии, если приняты даже самые незначительные изменения в ПДД, водителям на дом высылают специальные брошюрки, где все объясняется понятным языком. Если есть какие-то вопросы, там указан телефон поддержки, – привел пример Виктор Травин. – У нас все мудрено написано, не сразу разберешься. Гаишники начнут штрафовать даже за то, чего в правилах нет, а мы не сможем им возразить, потому что так и не разобрались в изменениях».

"