Posted 16 апреля 2006,, 20:00

Published 16 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии Климент

Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии Климент

16 апреля 2006, 20:00
Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии Климент

– Прежде всего, сознание верующего считает недопустимым применение силы для разрешения каких бы то ни было противоречий в области религии, культуры, национальных и социальных отношений. Безусловно, осуждается проявление экстремизма как формы зла в сфере человеческой жизни. Причины этого зла церковь видит в греховном злоупотреблении благодатной свободой. Христианство настаивает на равном человеческом отношении ко всем членам общества независимо от их национальности, политической и мировоззренческой принадлежности. Принцип свободы совести, являющийся одним из основных положений существования Российского государства, несомненно, есть одно из наиболее значимых достижений человеческой цивилизации. Создание условий, при которых терпимость станет основным принципом взаимоотношений внутри общества, является наиболее значимой и актуальной задачей для государственных, общественных и религиозных институтов. Вместе с тем хотелось бы заметить, что толерантность не предполагает признания абсолютного равенства всех мировоззрений, взглядов и убеждений. Ибо невозможно уравнять в правах грех и добродетель. Толерантность, терпимость предполагает готовность согласиться с тем, что любой человек считает свои убеждения наиболее ценными и правильными. Толерантность не допускает проповедь превосходства и без сомнения должна быть универсальной категорией. А поэтому этот термин должен быть приложим ко всем без исключения национальностям, социальным и религиозным группам. Недопустимо заявлять о проявлениях расизма, национализма и экстремизма одной нации по отношению к другой. Маргинальные идеи, питающие подобные чувства, могут быть присущи представителям всякой нации и любого сообщества. Безусловно, любые факты насилия, направленные на представителей этнических меньшинств, людей с иным цветом кожи и чертами лица, подлежат осуждению. Однако не стоит забывать, что насилие на улицах наших городов, к сожалению, имеет более широкий спектр. В частности, на прошлой неделе в Москве был жестоко избит студент семинарии, возвращавшийся из храма. К сожалению, в подобных случаях мы можем наблюдать отсутствие последовательности и двойственность оценочных стандартов. Применение бейсбольных бит при избиении семинариста расценивается СМИ как хулиганство. А использование той же биты против представителя иной религии и национальности представляется как проявление неонацизма. Замалчиваются факты, когда забрасывается гранатами дом семьи иной национальности, как это было недавно в одном из наших южных регионов. Перечень можно продолжить. Эти трагические примеры еще раз демонстрируют, что нетерпимость, отсутствие уважения к достоинству другого человека не имеют национальных или социальных границ. При этом надо иметь в виду, что борьба за свободу внешних проявлений личности еще не является универсальным средством для борьбы с нетерпимостью.

"