Posted 16 марта 2004,, 21:00

Published 16 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Ислам, Шамиль и дедушка Володя

Ислам, Шамиль и дедушка Володя

16 марта 2004, 21:00
Московские школьники считают последние дни до начала каникул. Мало кто знает, что вместе с юными жителями столицы одолели долгую промозглую зиму двое ребятишек из Чечни. Для них еще одна пережитая зима – дело нешуточное, а теплый дом, вкусная еда, забота старшего – роскошь, о которой мечтать не приходилось. Наши коррес

Пенсионер, а в недавнем прошлом педагог, Владимир Георгиевич Юров живет в одной из типовых многоэтажек на юге столицы. Дверь нам с фотокорреспондентом открыли 12-летний Шамиль и 9-летний Ислам. Приди мы сюда год назад, когда ребята впервые приехали в столицу по приглашению Юрова, которого они совсем по-домашнему зовут дедушкой, вряд ли смогли бы пообщаться. В ту зиму мальчишки учились говорить по-русски, а теперь свободно болтают. Хотя заметно стесняются гостей.

Владимиру, по его словам, с самого начала легко удалось установить с ними контакт. Все-таки многие годы работал завучем в школе. А в 90-е годы открыл вместе с женой Антониной семейный детский дом, в котором воспитывал девятерых сирот. Это помимо троих родных детей. Сейчас уже все они – и свои, и приемные – подросли и разлетелись из отчего дома. Возможно, отчасти из-за этого Юров, привыкший, как он говорит, «быть всегда с детьми», приглашает к себе вторую зиму подряд братьев из районного центра Чечни Курчалой. Никаких выгод он при этом не преследует, содержит мальчиков исключительно на свою пенсию, да на те средства, что время от времени дают ему взрослые дети.

В этом году приезд Омаровых сразу начался с проблем.

Сначала на пару переболели корью. Потом оказалось, что устроить их в стоящую по соседству школу невозможно: директор под разными предлогами не соглашалась ни в какую, несмотря на то что в прошлом году мальчики уже учились у нее. Не помог и визит председателя Фонда депортированных народов Алихана Ахильгова, чьими стараниями Омаровы и Юров нашли друг друга, в городской комитет образования. Там один из чиновников даже пообещал наказать всех директоров школ, взявших чеченских детей на временное обучение.

Лишь после похода «дедушки Володи» к начальнику окружного управления образования Исламу и Шамилю разрешили посещать храм знаний. Правда, перед этим одна из рядовых сотрудниц управления потребовала аудиенции с мальчиками, во время которой сделала им внушение: «Если будете драться, обижать русских детей, поедете обратно в Чечню!».

Чиновной даме в голову не пришло, что мальчишки без того уже многое пережили. Шесть лет назад потеряли отца: Мусу, служившего милиционером, расстреляли служащие федеральных войск, когда он проезжал на своей машине мимо одного из постов. Потом их дом в Грозном разбомбили, и теперь семья живет в Курчалое. Хава, так зовут маму мальчиков, работает поваром в кафе и вместе со своим младшим, 6-летним Муслимом часто разговаривает со старшими сыновьями по телефону. Увидятся они только летом, когда начнутся каникулы.

«Школьная» история – далеко не единственная, с которой столкнулся Владимир Юров, предоставив кров детям. Недавно к ним пожаловал милицейский наряд с автоматами. Стражи порядка интересовались, что за чеченцы здесь проживают, где родители, потребовали предъявить документы. Хозяин, понимая, что сопротивление бесполезно, с трудом уговорил милиционеров спрятать с глаз подальше оружие, чтобы не пугать детей.

Короче, «дедушка Володя» постоянно сталкивается с проявлениями ксенофобии, о которой пишут репортеры и говорят статистики. Но для них ксенофобия – все-таки некая абстрактная идея, а для него – каждый день защиты детей. И тем не менее он нисколько не жалеет, что волей судеб встретился с мальчиками: добрые, трудолюбивые, с интересом учатся, хоть и не все у них пока получается. Но войной, похоже, на всю жизнь контужены. Пролетающий вертолет у них ассоциируется с возможным началом бомбежки. Про упавшего на улице пьяного думают: убили.

Юров убежден: как можно больше чеченских детей надо вывозить «зимовать на большую землю», чтобы видели другую жизнь, без деления на «своих» и «чужих». Без страха.

«Мальчики много рассказывают мне о бедах, которых натерпелись дома, – говорит Юров. – Считай, всю свою жизнь пересказывают. Я верю, что из таких, как они, можно воспитать, условно говоря, и боевиков, и добропорядочных граждан, защитников Отечества. Все зависит от того, под чье влияние подпадут».

Сейчас им, прямо скажем, повезло: они под его сильным влиянием. В свободное время ходят с Владимиром Георгиевичем гулять, были в зоопарке, театре, историческом музее. Есть у них и одна на двоих мечта – стать милиционерами. Как папа.

И «дедушка Володя» всерьез подумывает о том, чтобы обоих определить в кадетский колледж.

От редакции. Кстати, Юров в столичном регионе такой не один: заботами Фонда депортированных народов (кстати, «Новые Известия» будут этому фонду активно помогать в рамках совместной акции) удалось пристроить на зимовку в подмосковной Коломне еще пятерых чеченских ребятишек.

Семеро на огромную область – не маловато ли будет?

Но доброту, любовь и бескорыстие, которых им так недоставало в детстве, не измерить никакими статистическими выкладками.

"