Posted 15 декабря 2003,, 21:00

Published 15 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Адвокатов могут пустить в изолятор

Адвокатов могут пустить в изолятор

15 декабря 2003, 21:00
Вчера Конституционный суд РФ рассматривал жалобу осужденного, который, находясь в штрафном изоляторе колонии, требовал разрешить ему встречу с адвокатом.

Конституционный суд начал проверять на соответствие Основному закону страны статью 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая запрещает помещенному в штрафной изолятор (ШИЗО) осужденному встречаться с адвокатом. С жалобой в Конституционный суд еще в ноябре 1999 года обратился гражданин Грузии Заза Шенгелая, осужденный за разбой к 12 годам лишения свободы и находившийся в то время в колонии в городе Ельце Липецкой области. 13 октября 1999 года его поместили в штрафной изолятор, а 20 октября в колонию для встречи с осужденным приехала его адвокат Надежда Пономарева. Но встретиться с Зазой Шенгелая ей не разрешили под предлогом того, что он находится в ШИЗО. Прокуратура Липецкой области, куда обратилась Надежда Пономарева, признала действия администрации колонии правомерными.

Вчера в Конституционном суде Надежда Пономарева заявила, что статья 48 Конституции гарантирует право на квалифицированную юридическую помощь. А заключение в ШИЗО лишает осужденного этого права. Более того, заключенный не может обжаловать и само помещение в изолятор, тогда как зачастую администрация колоний использует такой вид наказания как способ давления на заключенных, которые отказываются сотрудничать с ней. В штрафных изоляторах широко применяются пытки. Так, Заза Шенгелая во время нахождения в ШИЗО провел трое суток распятым в пристегнутых к батареям наручниках.

С адвокатом согласился и представлявший Министерство юстиции замначальника ГУИН Олег Филимонов. Поскольку, по его словам, действующий кодекс разрешает помещенным в карцер подследственным встречаться с адвокатом, справедливо было бы разрешить такие встречи и находящимся в ШИЗО осужденным. В свою очередь замначальника управления по вопросам исполнения наказания Генпрокуратуры РФ Олег Лысякин считает, что отказ находящемуся в ШИЗО во встрече с адвокатом не нарушает его конституционного права. По его словам представителя Генпрокуратуры, закон ограничивает заключенного только «в видах реализации права на юридическую помощь». Находящийся в ШИЗО может лично или письменно обратиться к администрации колонии, а также к прокурору. «Мы не знаем случаев, когда заключенный просил о встрече с прокурором, а ему было отказано», – заявил Олег Лысякин. А поддерживать связь с адвокатом находящийся в ШИЗО может путем переписки. На возражения, что это «неэффективно», представитель Генпрокуратуры заметил, что «в данном вопросе критерий эффективности употребляться не должен».

Вердикта конституционных судей теперь придется ожидать примерно месяц. Между тем заключенному Зазе Шенгелая пытки в ШИЗО больше не грозят. Когда в январе 2000 года его жалобу зарегистрировал Конституционный суд и известил об этом колонию, ее администрация внезапно удовлетворила давнее ходатайство осужденного об отбытии наказания на родине и выслала его в Грузию.

"