Posted 15 сентября 2003,, 20:00

Published 15 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Свидание с «черной вдовой»

Свидание с «черной вдовой»

15 сентября 2003, 20:00
На днях в больницу скорой медицинской помощи Таганрога попал пенсионер Александр Клименко. Диагноз, который поставили ему врачи, звучал пугающе: «отравление ядом каракурта».

Пострадавший так описывал встречу с экзотическим отравителем: «Лежу дома, вдруг – укус. И сразу почувствовал себя плохо. Смотрю, на плюшевой детской игрушке сидит огромный черный паук».

Жена Александра Клименко изловила и передала эпидемиологам ядовитое насекомое, развеяв все сомнения в правильности диагноза – паук действительно оказался каракуртом. Его жертву врачи «откачали», но и спустя несколько дней Клименко жалуется на недомогание, говорит, что ему трудно передвигаться.

«Это естественно, – говорят специалисты. – Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Без медицинской помощи укушенный им человек умирает через сутки-двое. При благоприятном исходе слабость сохраняется в течение месяца».

Вскоре в больницу обратилась другая жительница Таганрога. У нее тоже были признаки отравления ядом каракурта. Паук напал на нее, когда женщина работала на огороде. После этого в Таганроге во весь голос заговорили о появившейся опасности: «Каракурты оккупировали город, кидаются на людей!»

Правда, официальные лица подчеркивают, что с достоверностью можно вести речь лишь об одной атаке «черной вдовы», как называют этих шестиногих насекомых. Во втором случае паука не нашли. Молва же свидетельствует о десятках эпизодов. Слухи о ядовитых пришельцах вызвали в городе панику. Ведь раньше здесь и слышать не слыхивали об этой азиатской «гостье».

«На Дону каракурты не водятся» – до недавнего времени в этом были уверены не только простые обыватели, но и специалисты-энтомологи. По словам кандидата биологических наук Александра Липковича, в Ростовской области этот вид встречается крайне редко, да и то лишь на юго-востоке области, у самой границы с пустынной Калмыкией. Однако два года назад особи каракуртов были обнаружены ближе к центру донского края, в Усть-Донецком районе. А в мае текущего года – на юго-западе, недалеко от Ростова.

«Каракурт встречается сегодня во всей степной полосе юга России, – считает Липкович. – И при определенных условиях может достигать высокой численности».

Оказывается, лет 40 назад каракурт был достаточно распространен на Дону. Его популяцию практически уничтожили интенсивные сельхозработы в регионе. Каракурт любит пустоши, сорняковые заросли. При распашке степей, регулярном выпасе скота, сенокосе его численность быстро сокращается. Возможной причиной нынешней экспансии черного паука ученые называют спад сельскохозяйственного производства и низкий уровень культуры земледелия.

В настоящее время работники Госсанэпиднадзора принимают меры к тому, чтобы найти и уничтожить ядовитых пришельцев, обосновавшихся в Таганроге. Есть подозрения, что каракуртов в здешних местах довольно много. По статистике, на одного агрессивного паука приходится до тысячи «мирных» его собратьев. Справиться с такой ордой шестиногих будет непросто. Дело в том, что при обработке традиционными химиками гибнут взрослые каракурты, а коконы с паучатами сохраняются. Их может истребить только огонь.

Осеннее понижение температуры делает проблему еще более острой. «Черные вдовы» имеют привычку прятаться от холода в подвалы, погреба, жилые помещения. Вероятность контакта с человеком многократно увеличивается.



"