Posted 15 июля 2012,, 20:00

Published 15 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:23

Updated 8 марта, 05:23

Взять прошлое на вооружение

15 июля 2012, 20:00
В субботу президент Владимир Путин утвердил поправки в закон «Об оружии». Поправки позволяют не регистрировать оружие, представляющее культурную ценность, а также антикварное и списанное. Закон, принятый в преддверии юбилея Отечественной войны 1812 года, по мысли авторов, должен избавить участников военно-исторического

В оружейное законодательство вводятся категории, ранее существовавшие только в таможенных нормах и постановлениях Министерства культуры: категории оружия, представляющего культурную ценность, старинного (антикварного) оружия, точных копий и реплик (копий с небольшими изменениями) исторического оружия, а также списанного оружия. Решение об относимости конкретной единицы оружия к тому или иному виду вынесет Министерство культуры по результатам экспертизы.

Все перечисленные виды в соответствии с таможенным законодательством можно было ввозить и вывозить при наличии разрешающего документа Росохранкультуры. Однако перемещать их внутри страны было намного сложнее: в законе «Об оружии» ни слова об антиквариате не было, поэтому на старинные пистолеты и ружья формально распространялись нормы, связанные с использованием боевого оружия. Таким образом, на хранение и ношение давно не стреляющего мушкета или штуцера требовалась лицензия, а иметь его при себе на массовом мероприятии гражданскому лицу категорически запрещалось (исключение делалось лишь для казаков). «Плюс нового закона в том, что таможенные и внутренние нормы привели в соответствие», – говорит «НИ» заместитель председателя Всероссийского общества владельцев гражданского оружия Сергей Зайнуллин.

Реконструкторы, как правило, пользовались муляжами оружия, сообщил «НИ» секретарь Международной военно-исторической ассоциации Константин Сидельников. Однако риск попасть за решетку, тем не менее, сохранялся: так, историка из Калининградской области Александра Панченко в 2011 году заподозрили в контрабанде оружия, когда он пытался провезти на зарубежный военно-исторический фестиваль макеты, купленные в сувенирном магазине (см. «НИ» от 9 июня 2012 года). Приверженцы настоящего старинного оружия, по словам Константина Сидельникова, могли оформить его как охотничье. Но при этом об участии в массовых мероприятиях с таким оружием и речи быть не могло.

Новый закон должен удовлетворить три четверти реконструкторов, считает г-н Сидельников: «А именно – тех, кто реконструирует период до того времени, когда на смену дульнозарядному оружию пришло казнозарядное». Дело в том, что в соответствии с поправками антикварным может считаться только длинноствольное одноствольное дульнозарядное оружие, изготовленное ранее 1899 года, хотя уже с начала XIX века применялось казнозарядное, к периоду Крымской войны почти полностью вытеснившее собой дульнозарядное. Кроме того, под определение из нового закона не подходит и существенная часть дульнозарядного оружия, например пистолеты. Таким образом, большая часть оружия XIX века останется вне закона. «Подобных нестыковок в законе очень много, и виной тому – спешка с его принятием», – считает Сергей Зайнуллин. По его словам, поправки готовили к сентябрьскому празднику «День Бородина», куда съедутся до нескольких тысяч реконструкторов со всей Европы.

"