Posted 15 июня 2005,, 20:00

Published 15 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

В героиновом плену

15 июня 2005, 20:00
Вчера стало известно, что экипаж российского сухогруза «Валерий Кузьмин» шестые сутки находится под арестом в японском порту Минамата. Накануне отхода судна таможенники нашли на борту наркотики. Пока никому из моряков обвинений не предъявлено, однако им запрещено покидать пределы корабля. Вчера же из-за убийства местно

Судно, принадлежащее лесопромышленной компании «Тернейлес», 6 июня доставило в Японию партию груза и готовилось к отходу в Приморье. Однако 10 июня в 9 часов утра на борт поднялись представители японской таможни. Как развивались события дальше, стало ясно из письма сына одного из моряков, разосланного им по приморским СМИ. «Таможенники прямиком направились в гальюн (судовой туалет), как будто знали, что и где искать. Через минуту вышли оттуда и вынесли пакетик с травой (сушеной коноплей). У моряков забрали паспорта и мобильные телефоны, у капитана – судовую документацию. Всем запретили сход на берег. Моряки не могут общаться с родными, ничего не знают о планах полиции и своей судьбе. Судно круглосуточно охраняют полсотни полицейских», – пишет сын моряка. По мнению автора, россияне столкнулись с провокацией.

В компании «Тернейлес» признали факт задержания судна. «Это не арест, просто идет разбирательство. Действительно, экипаж задержали по подозрению в провозе наркотиков. В этом порту есть наш агент, в помощь ему наняли адвоката, он должен решить все проблемы», – сказали корреспонденту «НИ» в компании.

Вообще-то, транспортировка российскими моряками наркотиков в Японию – не редкий случай. Подобные задержания происходят 2–3 раза в месяц. Правда, редко, когда арестовывают целые экипажи. Как правило, обвинения предъявляются конкретному человеку, остальных отпускают домой.

Два года назад к 11 годам тюрьмы в Японии был приговорен старпом одного судна за то, что привез в Японию мензурку гашишного масла. При этом суд не счел возможным отправить моряка отбывать срок на родине, хотя у него в Находке осталась беременная жена.

«Насколько мне известно, на «Кузьмине» нашли не траву (коноплю), а 30 граммов героина, – пояснил «НИ» источник в приморских правоохранительных органах. – То, что наркотик изъяли не в день прихода судна, а перед отходом, можно объяснить тем, что сначала была проведена контрольная покупка отравы. А после того, как полиция убедилась, что у моряка есть еще героин, решили изъять его прямо на судне. Японская полиция платит большие деньги за достоверную информацию о месте и времени ввоза наркотиков в страну. Настолько большие, что мало кого мучают сомнения – сдавать или не сдавать полиции наркокурьеров. В самой Японии ни конопля, ни мак, ни другое наркотическое сырье не растут, все привозят. И в основном российские моряки. Поскольку между РФ и Японией нет соответствующего соглашения, перехват преступников проходит при помощи Интерпола или благодаря частным связям японской полиции с дальневосточными управлениями ФСБ и МВД. Нередко наркокурьеров задерживали сразу по прибытии в Японию, получив достоверную информацию из Приморья или Сахалина».

Вчера же около двух десятков российских судов, стоящих в порту Вакканай на севере Хоккайдо, получили запрет на выход в море. Это связано с расследованием убийства. Накануне ночью в пригороде Вакканая в своей машине было обнаружено тело японца, который зарабатывал на жизнь, меняя деньги российским рыбакам и морякам. Под подозрение в первую очередь попали россияне, находившиеся в порту. В январе 2002 года в этом же порту наш соотечественник ворвался в офис рыболовной компании, убил японского предпринимателя и находившуюся в офисе россиянку. Как выяснилось, убийца выполнял заказ одного из сахалинских рыбопромышленников.



Жены моряков, арестованных в Нигерии, добились для них смягчения содержания

В Нигерии уже больше полутора лет идет суд над 12 членами российского экипажа греческого танкера African pride, ходившего под панамским флагом. Их обвиняют в контрабанде нефти. Как уже рассказывали «НИ», в октябре 2003 года судно с 11 тыс. тонн сырой нефти было задержано в 18 милях от Лагоса катерами пограничной охраны Нигерии. Под предлогом проверки документов пограничники увезли с собой капитана и старшего помощника, а затем отконвоировали судно в порт. Членов экипажа – в основном граждан России – обвинили в контрабанде сырой нефти и доставили сначала на военно-морскую базу, а затем в тюрьму строгого режима Кирий-Кирий, где условия содержания с каждым днем становились все хуже. Судебные заседания регулярно переносились под разным предлогом. Так, последние слушания, назначенные на 30 мая, не состоялись – в Нигерии отмечали государственный праздник – День демократии. Все это время матросы содержались в ужасных условиях – они были прикованы кандалами друг к другу, их практически не кормили. Почти все обращения жен и матерей матросов к российскому руководству, в том числе и к президенту, с просьбой помочь заключенным, были тщетны. В результате, отчаявшись, несколько женщин самостоятельно отправились в Нигерию. Там они обошли практически все руководство страны. Их приняли даже генпрокурор и министр юстиции. «Нам выразили сожаление, что все произошло именно так, – сообщила «Новым Известиям» жена матроса Ирина Стогниенко. – Также они пообещали, что помогут, чем смогут». В результате вчера всех заключенных перевели из камер строгого режима в привилегированный блок, где каждому выделили по отдельной кровати. Родственники матросов рады и этому. Очередное слушание назначено на 14 июля. Правда, визы у женщин заканчиваются 29 июня, но им пообещали, что помогут их продлить.

Алексей ТЕРЕХОВ

"