Posted 15 апреля 2008,, 20:00

Published 15 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

Аркадий Злотников

Аркадий Злотников

15 апреля 2008, 20:00
«Крокус» – одна из первых компаний в нашей стране, которая стала делать коммерческие выставки. Финансовый успех операторской деятельности со временем позволил создать крупнейший в России выставочный комплекс. О прошлом и настоящем компании рассказывает первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» Аркадий ЗЛОТНИКОВ.

– Первую коммерческую выставку «Крокус Интернешнл» сделал в 1989 году. Называлась она «Комтек». Поначалу главной деятельностью холдинга была торговля обувью. Много магазинов на любой вкус и кошелек. А выставками занималось одно из подразделений. Дело пошло, и к 2000 году у нас было уже 12 выставочных проектов. Надо сказать, что в основном это были крупные проекты – ведущие в соответствующих отраслях промышленности. В 2000 году мы их продали компании ITE. На эти деньги начали строить собственный выставочный комплекс.

Примерно на три года выставочная деятельность «Крокуса» практически остановилась. В это время мы начали разрабатывать планы организации собственных выставок в собственном комплексе. Имея джентльменские договоренности с ITE, мы не повторяли тематику выставок, которые были проданы, а начали разрабатывать новые. Когда же павильон открылся, у нас уже была собственная выставка, премьера которой состоялась в марте 2004 года. Это была «Ландшафтная архитектура. Флористика» и еще одна – «С легким паром», которую потом купили Сокольники.

Мы продолжаем разрабатывать нашу выставочную программу. Сейчас у нас 20 тем, а к 2010 году планируем иметь 35–37. То есть ежегодно мы запускаем пять-восемь новых выставок. Как выставочный оператор, мы сегодня на втором месте после ITE.

– Вы делаете новые выставки, которые по тематике пересекаются с уже существующими, за что вас всячески попрекают. Наш журнал уже не раз писал об этом. А несколько месяцев назад вы взбудоражили все выставочное сообщество, обратившись в ФАС с исковым заявлением против 126 его членов.

– Начал всю эту историю руководитель одной выставочной компании Станислав Поважный. Они делали выставку «Охота и рыбалка». К нам же, когда мы еще строили первый павильон, обратились крупные игроки этого рынка с просьбой провести выставку на новых площадях, потому что ВДНХ (как площадка) их не устраивала. Со Станиславом мы дружим около двадцати лет. И первое, что мы сделали после этого предложения, поехали к нему с предложением организовать эту выставку у нас совместными силами. После трехчасового разговора он однозначно ответил «нет», утверждая, что это его тематика и ни у кого, кроме него, ничего в данной области не получится. Мы честно сказали, что начинаем эту тематику и будем ее развивать, не закрывая путь для совместной работы. На чем и расстались. Мы провели эту «Охоту и рыбалку», и она у нас неплохо пошла.

Потом эту же историю я вынужден был рассказывать на одном из заседаний выставочной гильдии ТПП, где разбирался инициированный Станиславом конфликт. При этом до начала заседания мы дружески обнялись со Станиславом, поговорили о семейных делах, потом поконфликтовали во время заседания, а затем также дружески попрощались. Хочу сказать, что рабочие конфликты не влияют на наши многолетние личные отношения.

Затем наши юристы, разбирая претензии гильдии, обнаружили, что пункт, на который она ссылается, противоречит антимонопольному законодательству РФ. Тогда мы и подали заявление в ФАС. Из-за юридических тонкостей законодательства получилось, что мы могли подать иск против всех выставочных организаций сразу. Так уж устроен наш закон. А вовсе не потому, что мы хотели раздуть скандал вселенского масштаба. Мы не жаждем крови и никого не хотим обижать. Тем более что 99,9% членов союза и гильдии – наши друзья. Ссориться мы ни с кем не хотим.

Приведу одни пример. Есть такой издательский дом «Красивые дома». У них штук пятнадцать журналов строительной тематики. Я им предложил организовать выставку по их профилю, поскольку они прекрасно знают многих игроков этого рынка. Такая выставка состоялась. Прошла успешно. Но у нас есть договоренность с МВК, что мы не можем проводить на своей площадке выставки, аналогичные по тематике их «Деревянному домостроению». Так я лично отвел «Красивые дома» к нашим конкурентам в Экспоцентр на Красной Пресне к тем людям, с которыми дружу и поддерживаю прекрасные отношения.

Конкуренция – конкуренцией, но мы – выставочники – должны поддерживать друг друга. Ведь сделать выставку очень сложно. Скажем, выставка «Ландшафтная архитектура», о которой мы уже говорили, пошла у нас только с пятого раза. До этого стояла на месте, и мы думали, проводить ее в будущем году, или нет. И, наконец, с этого года она стала совершенно другая. Приехали международные представители. Только теперь стало ясно, что выставка пойдет. Но мы все эти годы вкладывали в нее и время, и силы, и нервы, и здоровье… Как же не уважать труд выставочников? Поэтому мы все и поддерживаем дружеские отношения, несмотря на возможные деловые разногласия.

Есть еще один момент, который некоторые до сих пор не осознали. Времена монополизма ушли. Нельзя больше никому диктовать политику. Рынком правят законы экономики. Кстати, благодаря нам резко снизились цены для экспонентов и на Красной Пресне. Конечно, все хотят зарабатывать деньги, но надо же делать так, чтобы в выставках могли участвовать все категории экспонентов. И богатые компании, и победнее, и те, кто только начинает и у которых совсем скудные возможности. А нас обвиняют в демпинге. Мы хозяева площадей. Мы в убыток себе работать не будем. Но надо же подходить разумно. Нам выгоднее расширять площади, привлекая новых экспонентов, чем поднимать цены, которые порой не выдерживают даже крупные компании. Мы стараемся придерживаться однажды объявленных расценок, и поднимаем их ежегодно только на величину инфляции, объявленную государством.

– Верно ли, что РСВЯ не дал вам рекомендацию для вступления в UFI?

– Да, верно. Наше обращение в союз совпало со всей этой заварухой вокруг «Охоты и рыбалки». Наверное, будем пробовать снова. Конечно, можно было бы обойтись и без членства в обеих этих организациях. Но это платформа для нашего профессионального общения, наша «тусовка». Нужно периодически собираться, чтобы пообщаться, обсудить профессиональные вопросы. РСВЯ именно та структура, которая позволяет это делать. Мы, безусловно, будем вступать и в UFI. Хотя бы из-за того, что иностранные экспоненты обращают на это внимание.

– Бытует мнение, что РСВЯ уделяет большее внимание выставочным площадкам, чем организаторам. Может, стоит создать еще один союз операторов?

– Может быть, РСВЯ уделяет недостаточно внимания деятельности выставочных организаторов. Но я не сторонник создания десятков похожих союзов. И если вы в курсе, в «Крокусе» есть совет выставочных операторов. Он собирается раз в один или два месяца. Хотя он, конечно, решает лишь узкие вопросы взаимодействия со структурами внутри нашего выставочного комплекса. Но проблемы у всех схожие. Соответственно и решения подходят многим другим. А мы, как управляющие, надо сказать, безусловно, выполняем рекомендации совета. Во-первых, мы сами были инициаторами его создания, а, во-вторых, нам важно мнение наших коллег. Для нас это серьезная структура, которая позволяет нам проверять правильность своих действий.

РСВЯ же следует скорее сосредоточиться на законодательных вопросах. Выставочниками в этом плане никто толком не занимается. Какие-то структуры то возникают, то исчезают, а закона никакого нет.

– А вы хотите, что ваша повседневная выставочная деятельность была бы ограничена рамками закона?

– Как выставочным операторам нам нужно решать вопросы, связанные с таможней, с торговлей на выставках. Потому что все больше появляется выставок-ярмарок, а единых трактовок законов о торговле на них нет. Кроме того, закон должен регламентировать транспортные вопросы. То есть вопросы инфраструктуры вокруг выставок, а не нашей повседневной деятельности, которую мы вполне можем вести сами без стороннего регулирования.

– У вас огромная площадка. Насколько удается ее заполнить?

– Наша площадка заполнена сейчас хорошо. В прошлом году два павильона были загружены на 82%. Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад, когда я работал на Красной Пресне, очень хорошей цифрой считалось 40%. Сейчас наша цель также полно задействовать и новый третий павильон.

Мы сегодня входим в десятку крупнейших экспоцентров мира. Мы это знаем, как факт. И особенно не стремимся к признанию этого всеми остальными. Приходили к нам из российской книги Гиннесса. Зафиксировали рекорды третьего павильона. А всемирная книга рекордов заявляет, что у них нет такой номинации, как самый крупный выставочный павильон. Ну и что? Павильон то наш есть, он работает.

Я считаю, что лучшего выставочного центра у нас в стране и в Восточной Европе не существует. Я много где бывал и могу сказать, что по структуре такого выставочного комплекса нет нигде. На высоком уровне решаются многие инфраструктурные вопросы как для посетителей, так и для экспонентов. Даже такой простой вопрос, как перекусить и выпить чашку кофе, у наших гостей не вызывает никаких сложностей.

– Да, только цены такие, что легко могут поспорить с шикарными ресторанами. Почему?

– Это болезнь наших рестораторов. Считают, раз клиент приехал, то деваться ему некуда. У нас в стране во всех зрелищных заведениях все очень дорого и не очень качественно. То же самое и у нас. Мы пытаемся бороться с этой болезнью. С ресторанами все более или менее хорошо, а с фастфудом пока не получается. Копируют худшее из других выставочных комплексов – безумные цены и не лучшее качество. Работаем, но это одна из наших болевых точек.

– Что самое сложное в управлении выставочным комплексом?

– Нельзя выделить что-то «самое». В «Крокусе» создана очень мощная инженерия. Мы работаем почти автономно. У нас, к примеру, свои газовые котельные, газогенераторы. Собственно в техническом обслуживании и работают большинство наших людей.

Сейчас мы продумываем один смелый шаг. Нам не хватает площадей на автосалоне. Он будет проходить в третьем павильоне, естественно, на первом этаже – 65 тысяч квадратных метров. Огромная площадь, но ее уже не хватает. Улицу в полном объеме мы занимать не можем. Огромная территория занята под строительство метро, а надо еще и машины парковать. Поэтому сейчас рассматриваем вопрос о размещении части экспозиции автосалона на втором этаже. В лифт машины входят, нагрузка в принципе позволяет, но ошибиться, понятно, нельзя ни в коем случае. Последствия вы сами понимаете. Поэтому тщательно считаем и пересчитываем. Не исключено, что один зал на втором этаже целиком будет занят автомобилями. Пока не можем удовлетворить «Ауди», некоторых китайских автомобилестроителей. Но мы же не можем отказать им в участии в выставке…

– То есть пора строить четвертый павильон?

– Нет. Сегодня в Москве выставочных площадей достаточно. Просто нужно их правильно распределить по времени и так далее. Четвертый павильон строить не будем. Во-первых, негде – все уже запланировано. Во-вторых, он пока не нужен. Следующий этап – гостиница и метро. Планы свои мы выполняем в срок. Скажем, выставочные площади третьего павильона мы начали продавать уже на этапе строительства. Некоторые компании отказывались покупать там площади, не верили, что его можно построить за год. Построили же. Все реально.

До октября 2004 года на наш имидж очень негативно влияло далекое от центра города расположение. Но после того как выставки стали расти, количество экспонентов и участников из года в год увеличивается, такая проблема больше не стоит. В прошлый раз на автосалоне было около миллиона посетителей. В этом году мы ожидает полтора миллиона минимум. Сейчас мы работаем с участниками салона, убеждаем, чтобы стендистов возили на корпоративных автобусах. Чтобы они не приезжали на своих машинах. Да мы и не будем сюда до 10 часов пускать автомобили. Стендистов пятнадцать тысяч. А мест на парковках – 20 тысяч. Стендист приезжает в 8 часов, а уезжает в 22. Для посетителей мест не остается. Мы даже предлагаем тем экспонентам, у кого нет своих автобусов, наши бесплатные. Они нас понимают. Все же заинтересованы, чтобы выставка прошла успешно. Важно пережить этот год, пока не будет построено метро, тогда сможем еще тысяч десять машиномест добавить. Над самой линией метро мы строим огромную девятиэтажную парковку примерно на 30 тысяч автомобилей. Полегче станет. Тем более проще станет, когда будут введены в строй все ближайшие развязки на МКАДе. К концу 2009 года транспортные проблемы будут сняты.

– И последнее. Ваши стратегические планы?

– Главная наша задача сегодняшнего дня – сделать соотношение собственных и гостевых выставок 50/50. Сейчас наших выставок где-то 22–25%. А в перспективе хотим, чтобы собственные выставки составляли бы 60–70%. Тогда мы будем себя хорошо и гарантированно чувствовать.

"