Posted 14 декабря 2010,, 21:00

Published 14 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Куда катимся?

Куда катимся?

14 декабря 2010, 21:00
В несколько раз будет увеличено число столичных катков, ледяных горок и лыжных трасс наступившей зимой. Об этом на днях заявила заммэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова. Более того, малообеспеченные семьи смогут заниматься спортом бесплатно: им предоставят сертификаты на прокат коньков, лыж и санок. Таким

Этой зимой, по словам заместителя руководителя столичного департамента физкультуры и спорта Алексея Пыжова, будет залито более тысячи катков. «В каждом районе города бесплатно можно сходить на 4–8 муниципальных катков. Большинство из них оборудовано местами для переодевания, освещением, на многих катках звучит музыка», – рассказал «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по физической культуре и спорту Виктор Иванов. Любопытно отметить, что бесплатный прокат коньков уже сейчас работает в Орехово-Борисово. «На двух центральных площадках по субботам проводится массовое катание, которое называется «Ледовая дискотека», – рассказал глава муниципалитета района Орехово-Борисово Михаил Гребенчиков. – Мы не берем ни денег, ни паспортов за прокат коньков. Лозунг один: «покатался – верни». С 2007 года был всего один случай, когда с площадки унесли коньки, однако через час вернули обратно».

Но эта идиллическая картина скорее исключение из правил. Даже на муниципальных катках, где вход бесплатный для всех, аренда инвентаря платная, а выход на лед коммерческого катка, скажем, на Красной площади, стоит около 500 рублей за сеанс. А содержание ледовых площадок, по данным Москомспорта, обходится примерно в 50 тыс. рублей. У «частников» свои данные. «Для организации и функционирования катка в течение одного зимнего сезона требуется 4–5 миллионов рублей оперативных расходов, без учета первоначальных инвестиций в инфраструктуру – это еще около 3–4 миллионов рублей, – рассказал «НИ» коммерческий директор катков «Русская зима» Борис Ремизов. – Несмотря на то, что в столице много площадок, подходящих для катков, чтобы открыть ледовую площадку, требуется получить кучу разрешений. Все согласования носят длительный характер, собирать документы на работу в следующий сезон надо, не окончив предыдущий. Практически нигде нет готовой инфраструктуры под каток, мы вынуждены каждый раз создавать ее заново, а сроки аренды всегда менее года. Получается, что ты вложил деньги, а потом через год ими пользуется кто-то другой. Кроме того, муниципальную землю вообще нельзя взять в аренду, приходится каждый раз «изобретать велосипед», чтобы организовать это. Хотя власти могли бы подготовить зоны под катки с выделением электричества, воды и договором аренды не менее трех лет, как это делается за рубежом».

При этом полученная прибыль вовсе не означает, что лед будет приемлемого качества. «Можно лить много воды, но не залить каток, – говорит Алексей Пыжов. – В этом году во всех округах мы провели семинары-совещания, где опытные люди давали рекомендации по заливке катка». Качество заливки должна проверять административно-техническая инспекция – снег, дождь и бытовой мусор способны превратить ледяную гладь в полосу препятствий. Однако круглосуточно дежурить на катках инспекторы не могут, а сами жители нечасто жалуются местным властям, предпочитая взять ситуацию под собственный контроль. «В городе просто невозможно найти место для зимнего отдыха, где можно было бы заняться спортом бесплатно, качественно и безопасно, – рассказала «НИ» жительница одного из районов ЦАО Алина. – Мы обходимся прудом, который у нас замерзает прямо во дворе, и мощностями двух парковых аллей вокруг него. Просим у дворника большие лопаты, чистим каток сами. Потом сами катаемся, дети играют в хоккей. Образуются команды по возрастам и интересам, недавно мы с другими родителями скинулись на защитную экипировку. Из соседнего спорткомплекса приходят девочки-фигуристки, бесплатно обучают всех желающих. Коньки и лыжи, понятно, свои, как и термосы с бульоном, зато никаких ограничений по времени – хоть всю зиму на льду проводи».

Раздельные склоны для лыжников и сноубордистов есть далеко не во всех парках Москвы.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Лыжные палки в колеса

С лыжными прогулками в черте столицы ситуация еще хуже. Этот вид зимнего отдыха по популярности сильно уступает конькам: масштабной рекламы по ТВ нет, инвентарь громоздкий, неудобный в переноске, пространства для маневров требуется больше, а в Москве с этим проблемы. Например, в Центральном административном округе прошлой зимой работала только одна трасса, а те 13, что появятся на территории в этом году, будут не длиннее километра. Так что лыжники пока предпочитают выезжать за город и в крупные парки на окраинах города. Однако и там любителям зимнего спорта не всегда дают разгуляться.

До реставрации Царицынский парк был основной площадкой для зимних гуляний и занятий спортом жителей Южного административного округа. По заснеженным дорожкам люди могли подъезжать на лыжах к дворцовому комплексу или прокладывать собственные маршруты в лесу. После окончания работ в 2007 году в правилах посещения парка появился пункт 11, согласно которому на санках, снегокатах и лыжах кататься запрещалось. После волны протестов местных жителей музейные власти пошли на попятную и выделили лыжникам место под катание. Со временем обещания забываются: на официальных проходах в парк лыжника могут задержать охранники и порекомендовать гулять по парку в обнимку с экипировкой. Бывалые физкультурники заходят с флангов и катаются по территории, граничащей с Бирюлевским дендропарком. В пресс-службе государственного музея-заповедника «Царицыно» «НИ» заверили, что кататься на лыжах в парке можно: «Специальной трассы у нас нет, но люди занимаются спортом по всей территории». За уточнениями, где именно граждане могут покататься на лыжах, в пресс-службе предложили обратиться к правилам посещения парка. Согласно им на центральной дворцово-парковой территории (в пределах ограды) лыжи и санки позволительно использовать только детям дошкольного возраста. Взрослым придется довольствоваться лесным массивом.

На холодный прием любителей зимнего спорта обратил внимание мэр города Сергей Собянин во время одного из субботних объездов. После осмотра парка «Сокольники» он заявил, что местный пункт проката лыж работает на 10% своих возможностей. «В парке 400 пар лыж, а в день приходят только 30–40 человек, – сказал мэр. – Людям неудобно даже дойти до этого пункта, качество проката ненадлежащее, помещения не те». Бюджет «Сокольников» составляет 190 млн. рублей в год, 110 млн. из которых парк получает из бюджета, а посещают его 7–8 млн. человек, то есть каждый из них тратит за время визита по 10 рублей. «Если администрация парка не заинтересована в привлечении доходов, надо сделать так, чтобы она была заинтересована, – посоветовал Сергей Собянин директору «Сокольников». – Если арендная плата идет мимо кассы парка, надо развернуть поток, чтобы деньги шли на развитие парка». В некоторых районах Москвы уже нашли оригинальный способ выполнить этот наказ. Так, в Ясенево есть горнолыжный склон Узкое, он не очень высокий, так что посетители предпочитали подниматься на него пешком: так теплее, быстрее и дешевле. Однако не так давно администрация парка наняла специального охранника, который подходит к лыжникам и сноубордистам и вежливо, но настойчиво провожает их до длинной очереди к платному подъемнику, объясняя запрет на пешие прогулки соображениями безопасности.

Чтобы организовать хороший каток, нужно много денег и еще больше времени.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Горки - 200

Столичные власти объясняют дефицит лыжных трасс острой нехваткой снегоходов для их прокладки: на весь город их насчитывается 8, а нужно еще 20. Всего же для создания новых полноценных лыжных трасс с развитой инфраструктурой, по оценке Людмилы Швецовой, требуется около 1 млрд. рублей. Но дешевизна и малая ресурсоемкость зимних развлечений вовсе не означают, что они предоставлены в избытке. Обычных ледяных горок в столице становится все меньше. Например, ранее «густонаселенные» детьми берега Царицынского пруда теперь опустели из-за облагораживания территории бетоном и гранитом. Горка у Ростокинского акведука, признанная столичной мэрией «опасным неорганизованным местом зимнего отдыха», каждую зиму заботливо присыпается песком. В ЦАО вообще нет ни одного официального места для катания на санках, впрочем, как заявил вчера префект округа Сергей Байдаков, ненадолго. «Не надо заливать горки и места для катков, где никто не катается, – сказал он. – Наполните содержанием «намоленные» места. Люди, к примеру, ходят в парк усадьбы Трубецких, «Красную Пресню», «Фестивальный» – давайте сделаем там горку».

«Стихийные» горки опасны тем, что траектория санок или ледянки плохо просчитана, и ребенок может вылететь прямо на проезжую часть или на не до конца замерзший пруд. Кроме того, в случае травмы – наиболее часто встречаются переломы и сотрясения – «царям горки» придется дольше ждать медицинской помощи. Следить за неорганизованными горками должны «народные дружинники», а если рядом водоем – еще и спасатели. Ответственность, в случае несчастного случая, возлагается на районную управу или дирекцию парка. Еще большие меры безопасности должны приниматься в местах организованного зимнего отдыха, однако там многим любителям санок приходится уворачиваться от лыжников и сноубордистов: раздельные склоны организованы далеко не везде.

В качестве альтернативы москвичам предлагают прокатиться на горках, организованных в рамках зимних фестивалей, а заодно посмотреть на ледяные скульптуры и побродить в снежных лабиринтах. Правда, бесплатно это разрешено только детям до пяти лет, малышам из многодетных семей, инвалидам и участникам ВОВ. Остальным придется заплатить от 200 рублей за один день пребывания в зимней сказке. «Дорогие катки у москвичей удивления уже не вызывают, так что и с жалобами на то, что позаниматься зимними видами спорта в столице можно только за деньги, к нам никто не обращался, – рассказал «НИ» председатель правления Международной конфедерациии обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Горожане привыкли, что в Москве все платное: входы в парки и скверы, даже самостоятельные занятия спортом. Особых спроса и конкуренции у нас в области организации зимнего досуга нет, поэтому инвесторы позволяют себе диктовать цены, чтобы отбить вложения и получить прибыль».

ЗИМАМИ ЖИТЕЛИ СТОКГОЛЬМА БЫСТРО ДОБИРАЮТСЯ ДО ЦЕНТРА ГОРОДА НА КОНЬКАХ: ПО ЛЬДУ ЗАЛИВА

Ежегодно в центре Стокгольма открываются пять-семь бесплатных освещенных площадок для катания на коньках. Как правило, они заливаются в парках и работают с начала ноября до первых чисел марта. По нескольку открытых и крытых конькобежных стадионов действует и в прилегающих коммунах, платить за их посещение также не нужно, если, конечно, вы не хотите взять напрокат коньки (для взрослого цена за пару часов составляет около пяти евро, детские коньки обойдутся в два-три раза дешевле). Кроме площадок «на твердой земле» есть возможность покататься по замерзшему льду многочисленных озер и балтийских заливов. Каждая коммуна расчищает на своей территории конькобежные дорожки, иногда их длина достигает десятка и более километров. Особенно популярны замерзшие водоемы среди любителей «туристских коньков» с длинными полозьями, которые прикручиваются прямо на ботинки.
Многие жители пригородной коммуны TABY, в которой живет корреспондент «НИ», используют проложенную по льду залива конькобежную дорожку, чтобы быстрее добраться до центра города. В хороший день на льду можно увидеть скользящих на коньках банкиров с портфелями под мышкой, строительных рабочих с инструментальными сундучками, спешащих на работу, и даже молодых мам с колясками, отправляющихся на шопинг. В каждой шведской коммуне есть и освещенные трассы с проложенными лыжнями – для любителей этого вида активного отдыха.
До последнего времени все катки, конькобежные дорожки и благоустроенные лыжни были бесплатными, однако сейчас, в связи с кризисом, некоторые небогатые коммуны начали продавать входные билеты. Как правило, цена их не превышает трех-пяти евро с человека. Житель коммуны Мура Арне Петтерссон подал в суд на местные власти за взимание платы с лыжников на «окультуренной трассе». За исходом тяжбы следит вся страна, поскольку приговор либо вернет все на свои места, либо станет катализатором коммерциализации сооружений для активного отдыха. Петтерссон утверждает, что, поскольку лыжня не огорожена, в силу вступает шведский закон «О праве общего пользования землей», согласно которому любой человек может беспрепятственно отдыхать, собирать дары леса и рыбачить как на государственной, так и на частной территории. Коммуна ссылается на затраты, связанные с подготовкой трассы, которые она вынуждена компенсировать из денег налогоплательщиков. «Несправедливо, когда налоги платят только жители коммуны, а лыжней пользуются все, в том числе и приезжие», – утверждают юристы, нанятые местной администрацией. Борец за бесплатный отдых проиграл дело в районном суде, но обжаловал его в суде высшей инстанции. Окончательного решения пока нет.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"