Posted 14 декабря 2005,, 21:00

Published 14 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Член Общественной палаты РФ Мавлит Бажаев

Член Общественной палаты РФ Мавлит Бажаев

14 декабря 2005, 21:00
Последние события в мире – погромы во Франции и волнения в Австралии – вывели на первый план проблему расовой и национальной нетерпимости. Для нашей страны, где проживают представители более 150 народов, национальный вопрос особенно важен. О приоритетах государственной политики России в области межэтнических отношений

– Мавлит Юсупович, почему именно сейчас государству важно акцентировать свое внимание на национальной политике?

– Сегодня Россия приступила к решению важных задач, которые президент страны сформулировал в виде национальных проектов в области образования и науки, здравоохранения, обеспечения россиян доступным жильем и создания эффективного сельского хозяйства. Реализация этих планов позволит России сделать большой шаг в социально-экономическом развитии с тем, чтобы вновь стать сильной и стабильной державой, играющей важную роль на мировой арене. И все необходимые предпосылки для этого у нас есть. Исторический опыт показывает, что реализация столь масштабных целей требует от государства и общества консолидации усилий для активной работы во имя будущего. И я уверен, что такая консолидация просто невозможна без проведения сбалансированной национальной политики. Каждый народ Российской Федерации, каждая группа населения должны ощутить потребность объединиться для достижения общих целей, чтобы через сплочение своих усилий улучшить свою жизнь. Но этому сегодня мешает продолжающийся не один год рост националистических и шовинистических настроений в обществе. И то, что России сегодня приходится заниматься внутренними конфликтами, очень серьезно ослабляет ресурсы страны. Я имею в виду и ситуацию на Северном Кавказе, и вспышки националистических проявлений в центральных регионах России, в том числе и в Москве. Это все очень вредные и дестабилизирующие явления. Ведь те же Соединенные Штаты вряд ли могли бы быть преуспевающим государством, если бы воевали с каким-то из своих штатов, скажем, с Калифорнией. К чему приводит несбалансированность национальной политики, продемонстрировали и недавние события в Европе. Даже такое развитое и стабильное государство, как Франция, в результате погромов в Париже и в ряде других городов в считанные дни оказалось на грани кризиса. Причем волна насилия в итоге затронула и соседние страны – Германию и Бельгию. А за несколько лет до этого подобные события сотрясали Великобританию.

– Французские события могут повториться, скажем, в Москве?

– Если говорить именно о Москве и центральных регионах России, то, скорее всего, нет. Но ведь ограничивать анализ только Центром и столичными мегаполисами неверно. И если посмотреть на вопрос шире, то, к сожалению, французский сценарий представляется вполне реальным для России. Нельзя забывать, что на Дальнем Востоке и особенно на Юге страны совершенно иные, чем в Центре, соотношения коренного населения и мигрантов. Взять хотя бы этнический состав некоторых традиционно русскоязычных регионов Южного федерального округа: Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области. В силу различных причин за последние годы там значительно возросла доля некоренного населения, в основном за счет мигрантов из Закавказья и Средней Азии. В ряде регионов, по некоторым оценкам, этот показатель доходит до полумиллиона человек. В процентном соотношении это, может быть, не так много. Но проблема в том, что мигранты проживают там компактно, замкнуто. А это обстоятельство мешает им интегрироваться в культурную и социальную среду. Зачастую мигранты лишены полноценного доступа к системе образования, социального обеспечения. Аналогичная ситуация и на Дальнем Востоке, только там речь идет о мигрантах из Китая и Кореи. И если сегодня в этих регионах не вести сбалансированную национальную и миграционную политику, то нет никакой гарантии, что при ухудшении социальной ситуации там не произойдет то же самое, что произошло в пригородах Парижа и других европейских городов. Когда государство устраняется от решения проблем, связанных с мигрантами, то местным жителям ничего не остается, как искать другие возможности для решения своих проблем. И в первую очередь речь идет о самоорганизации людей на протестной основе. Это всегда чревато самыми неожиданными и опасными последствиями. А в России в последнее время даже министерства национальной политики не стало. Хотя это не значит, что такая политика вообще не проводится, но внимание к этой проблеме почему-то снижено.

– В чем именно, по вашему мнению, должна выражаться сбалансированная национальная политика?

– Я считаю, что в первую очередь следует более решительно и последовательно применять законы, направленные на недопущение разжигания национальной и религиозной розни. И главное тут – разорвать порочную цепь, когда реакцией на преступные действия или провокации являются ответные меры пострадавшей стороны. Иначе говоря, ответом на погром должны стать законные меры, принимаемые властями, а не месть со стороны жертв. Посмотрите, что происходит сегодня в Австралии: хулиганские выходки иммигрантов не были вовремя пресечены полицией – и последовала реакция местных погромщиков. Во-вторых, нужно срочно заняться восстановлением единого информационного, культурного, образовательного, цивилизационного пространства внутри России. Нельзя допускать, чтобы отдельные этносы оказывались выключенными из этого пространства. Российская Федерация – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Люди должны как можно больше знать о традициях и истории всех населяющих нашу страну народов. Но одной только культурной интеграции недостаточно – крайне важна экономическая интеграция регионов. В основе межэтнических конфликтов всегда лежат социально-экономические причины, безработица, бедность. Это лишний раз подтвердили и события во Франции. Сегодня замкнутость некоторых российских регионов мешает скорейшему решению социальных проблем их населения. Здесь уместно было бы использовать практику советских лет, когда все части страны находились в теснейшей взаимосвязи.

– Но ведь существует и такой фактор, как постоянный приток новых мигрантов из-за рубежа…

– Это так, и нельзя пускать миграционные процессы на самотек. Конечно, полностью перекрыть приток мигрантов в Россию, как это предлагают некоторые политики, сегодня просто невозможно, да и неразумно. Но вслепую решать эти вопросы нельзя. Вначале необходимо разобраться, кто именно, в каких регионах и для чего нам нужен сегодня, а главное – завтра и послезавтра. Нужна миграционная политика, учитывающая реальные потребности экономики страны. Причем я уверен, что прежде, чем привлекать рабочую силу извне, нужно правильно распределить миграционные потоки внутри России. Например, общеизвестно, что на Северном Кавказе крайне остро стоит проблема безработицы вследствие абсолютного избытка рабочей силы. Разумное использование этого ресурса позволит решить сразу несколько проблем: снизить уровень социальной напряженности на Юге, а также обеспечить регионы, испытывающие дефицит рабочих рук, причем без привлечения иностранцев. Вспомним, что в прошлом за пределы Северного Кавказа на сезонные работы в Центральную Россию и в Сибирь ежегодно выезжали сотни тысяч человек. Именно они, в частности, обеспечивали программу развития российского Нечерноземья, а это была программа общесоюзного значения. Немаловажным направлением является информационная политика. Здесь очень многое зависит от позиции СМИ, от общего подхода всех государственных и общественных институтов. Свою роль может сыграть и Общественная палата России, которая приступает к работе с января месяца. Нужно объяснять людям, что ксенофобия, появившаяся в обществе, ничего, кроме плохого, в нашу жизнь принести не может. Что цена любого конфликта всегда крайне высока и в конце концов сотрудничество оказывается выгоднее. История учит нас, что взаимная нетерпимость и рознь обедняет и ослабляет каждый народ России и всю страны в целом.



Есть ли у России национальная политика?

Николай СВАНИДЗЕ, журналист: – На мой взгляд, сейчас политика в сфере межнациональных отношений только время от времени декларируется в каких-то официальных документах, но реально не проводится. А она должна быть максимально жесткой, потому что Россия является многонациональной страной и нужна политика определенности, когда все нации должны быть равны. Такая политика должна проводиться всеми административными органами, органами средств массовой информации, судами, правоохранительной системой, иначе это теряет смысл. Всякие выступления, лозунги и намеки на национальное неравенство сразу же вызывают взрыв возмущения на национальных окраинах, что чревато разрушением страны. Власть попустительствует росту ксенофобских настроений своим бездействием. Я думаю, что она делает это не специально, хотя есть властные группировки, которые намеренно попустительствуют этому, потому что сочувствуют подобным настроениям. Но верховная власть в лице президента не сочувствует. Вероятно, власть просто недооценивает ситуацию.

Ирина ХАКАМАДА, лидер партии «Наш выбор»: – Никакой политики в этой сфере не проводится, есть только противоречивые сигналы. Власть говорит о толерантности, а при этом стимулирует националистические партии, которые получают возможность создавать на пустом месте национальные конфликты и сеять рознь. Более того, православная церковь и многие ее представители начинают еще больше говорить о том, какая все-таки Россия православная. А что должны делать другие конфессии? Начинают инициироваться различные ксенофобские страхи, что мусульмане убьют и вырежут всех русских. Возникает такое впечатление, что сегодня создается большая провокация искусственных страхов, чтобы отвлечь людей от других проблем. Политическая элита в России до сих пор не выбрала для себя единственно верный путь эффективного развития и становления великой страны в качестве многоконфессионального и многонационального государства. Сегодня нет – толерантности, уступчивости и терпеливого диалога.

Дмитрий РОГОЗИН, депутат Госдумы, лидер партии «Родина»: – Национальный вопрос – это прежде всего вопрос о власти. Претензии к власти в том, что она слабая. А если слабая и коррумпированная, значит, любой внешний и внутренний враг всегда одолеет Россию. И власть, безусловно, должна была бы начать с укрепления межнациональных отношений. Должна сделать так, чтобы у нас установилось реальное равенство прав граждан РФ, где бы они ни проживали – в Татарстане или Москве, в Чечне или Питере, – везде должны уважать вас потому, что вы гражданин РФ. Ну и, конечно, большое внимание надо уделять культуре, литературе, телевидению, которое должно изъять из оборота те вещи, что коробят нашу историю, нашу культуру и наше самоуважение к себе. Действующая власть ничего из вышеперечисленного не делает, разве что усугубляет и без того донельзя сложную межнациональную обстановку в России.

Подготовили Марьям МАГОМЕДОВА и Евгения УБЧЕНКО

"