Posted 14 октября 2013,, 20:00

Published 14 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Трудовой путь

Трудовой путь

14 октября 2013, 20:00
Недавно представители загсов регионов Северного Кавказа рассказали о новой тенденции – местные жители с характерными именами и фамилиями меняют их на более «русифицированные» варианты. Люди уверены, что кавказские имена и фамилии могут осложнить поиск работы в российских мегаполисах. Трудовая миграция из Северо-Кавказс

Житель Махачкалы Али (фамилию мужчина попросил не указывать) по образованию – учитель истории. Успешно окончил педагогический вуз, перед этим отслужив в армии. Когда пришло время устраиваться на работу, он попробовал предложить свою кандидатуру в несколько школ города. Ему везде ответили, что мест нет и в ближайшее время не будет. Позже он выяснил, что недавно в одну из этих школ на должность учителя истории была принята девушка – родственница директора. После продолжительных поисков Али нашел работу в службе безопасности одного из предприятий, но молодой человек признается, что и эту работу он нашел по знакомству, и после устройства ему пришлось щедро «отблагодарить» товарища, который ему помог.

С проблемой безработицы в СКФО сталкиваются почти все выпускники вузов, не имеющие связей или денег на взятку за получение рабочего места. По данным Росстата, за март–май 2013 года самый высокий уровень безработицы отмечен именно в регионах Северного Кавказа. Так, в Чечне около 30% населения числятся безработными, в Ингушетии – более 45%. Для сравнения: в экономически успешном Центральном федеральном округе уровень безработицы составляет 1,6%. При этом доля молодежи в населении на Кавказе выше, чем в целом по России. Так, средний возраст населения Ингушетии составляет 28,7 года, в целом по России же средний возраст населения – 38 лет. Кроме того, республики Северного Кавказа являются регионами с высокой рождаемостью. По данным Росстата, естественный прирост в Чечне и Ингушетии является самым высоким в стране (2,1% и 1,8% соответственно в год), в Дагестане чуть ниже (1,4%).

В государственных и муниципальных структурах широко распространена клановая система, признается в беседе с «НИ» старший специалист Карачаево-Черкесского управления Федеральной антимонопольной службы России Малика Лайпанова: «Одаренный молодой человек, который на отлично закончил вуз, не может устроиться на хорошую работу только по своим знаниям. Отбор ведется по критериям родственности, финансовых возможностей». Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев также уверен, что большая часть кавказской молодежи сейчас «просто так» трудоустроиться не может. «Если умный и талантливый человек рождается в бедной семье, то он часто не может реализовать свой потенциал, в то время как дети из обеспеченных семей всегда получают высокие должности при том, что сами они к этому совсем не стремятся», – рассуждает в беседе с «НИ» г-н Кисриев.

Устроиться на работу жителям СКФО часто мешает не только «круговая порука», но и то, что рабочих мест в этих регионах мало. Так, исходя из данных одного из крупнейших российских сайтов по трудоустройству, во всей Чеченской Республике сейчас представлено всего 16 вакансий, 13 из которых – в сфере торговли. Похожая ситуация в Дагестане: здесь насчитывается 80 вакансий, большинство из которых (46) – также в области торговли. Чуть лучше ситуация в Карачаево-Черкесии – там представлено 120 вакансий, из них в сфере продаж – 56, услуг – 15 и туризма 14. Для сравнения: в Свердловской области, которая считается экономически успешным регионом, предлагается около 6 тыс. вакансий – большинство из них в сфере IT, банков и в продаж.

В отсутствии рабочих мест многие эксперты склонны винить также тотальную коррупцию, которая не дает развиваться экономике. «Я обратил внимание на небольшое количество рекламы на стендах и фасадах зданий, – рассказал «НИ» политолог и кавказовед Андрей Епифанцев про свою недавнюю поездку в одну из северокавказских республик. – Позднее я понял: причина не в отсутствии маркетингового таланта у местных жителей, а в том, что рекламировать здесь просто нечего. В регионе почти нет бизнеса, потому что открыть здесь какое-либо предприятие случайному человеку почти невозможно».

Большинство экспертов сходятся во мнении, что для развития бизнеса в регионах СКФО необходимо ликвидировать административные барьеры: упростить процедуру создания малого предприятия, сделать так, чтобы все документы можно было получить за полчаса, отменить бесчисленные проверки пожарных и СЭС, создать условия для облегченного получения кредитов, тогда малый бизнес в регионе будет развиваться быстрее, чем во всей остальной стране.

Традиционные отношения между кланами препятствуют возникновению цивилизованного рынка труда, где права работников регулирует Трудовой кодекс, а не принадлежность к определенной семье. От клановости необходимо отказываться, причем делать это постепенно, потому что в один момент это не получится, говорит «НИ» заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский: «Пусть это произойдет не сейчас, а через несколько поколений, но надо встать на рельсы, выбрать правильный путь. Нужно вовлечь людей в дискуссию, чтобы они сами постепенно сделали выводы».

Проблема безработицы на Северном Кавказе – одна из самых распространенных тем для обсуждения в последнее время. Президент Владимир Путин в одном из недавних выступлений заявил: «Все наши проекты на Северном Кавказе мы, прежде всего, должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест, а значит, нужно формировать современную и эффективную структуру занятости». По словам главы государства, необходимо повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу, люди должны иметь возможность работать честно, достойно зарабатывать у себя дома

Молодежь, которая не может себя реализовать на малой родине, устремляется в другие регионы. Как рассказал «НИ» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, ежегодно из северокавказских республик в другие регионы России переезжают десятки тысяч человек, «точную цифру назвать невозможно». Так, по данным УФМС, только в Ставропольский край ежегодно переезжают около 6 тыс. выходцев из СКФО, а в Ростовской области уже проживают более 8 тыс. выходцев из Дагестана. Кстати, эта республика является лидером по количеству уехавших: в 2012 году регион покинули более 24 тыс. человек.

В решении проблемы безработицы на Северном Кавказе замечены положительные тенденции, утверждает полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Он сообщил, что безработица на Северном Кавказе за период с 2010 года сократилась в полтора раза: «В 2010 году было 486 тысяч зарегистрированных безработных. На сегодняшний день мы сократили количество безработных на 197 тысяч». Полпред Хлопонин утверждает, что за счет центров занятости в каждой республике удалось создать «от 11 тысяч до 45 тысяч новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса».

"