Posted 14 сентября 2011,, 20:00

Published 14 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:14

Updated 8 марта, 06:14

«Особенная» ситуация

«Особенная» ситуация

14 сентября 2011, 20:00
Хоккеистов ярославского «Локомотива» погубили неисправность самолета и нежелание экипажа тормозить на взлетной полосе. Эта версия, по информации «НИ», является главной в ходе расследования. От экстренного торможения, которое неминуемо привело бы к поломке лайнера, летчики отказались из-за ожидавшихся в аэропорту гостей

Расшифровка бортовых самописцев (так называемых «черных ящиков») с Як-42 завершена, однако в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) ко вчерашнему дню опубликовали данные только одного из них – параметрического. Записи второго – речевого, который фиксирует разговоры членов экипажа между собой и переговоры с авиадиспетчерами, пока что хранятся в тайне. От официальных комментариев в МАК отказываются. Знакомый с ходом расследования эксперт по авиационной безопасности сообщил «НИ», что это не случайно: неполадки при разбеге самолета заметили и летчики, и сотрудники аэропорта. Но вместо экстренного торможения было решено взлетать.

Из данных параметрического самописца следует, что никаких проблем у Як-42 не должно было возникнуть. Взлетная масса самолета была меньше предельно допустимой. Метеоусловия в аэропорту, в том числе величина бокового ветра, полету не препятствовали. Все элементы управления самолетом работали, включая руль высоты. Как следует из записи, экипаж проверил их перед взлетом. Стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение, а двигатели работали до столкновения с землей. Появившуюся в СМИ информацию о том, что самолет взлетал с включенным стояночным тормозом, эксперты опровергают: в этом случае у лайнера еще на взлетной полосе разрушилось бы шасси. Версия о недостаточном расстоянии для разбега также не нашла подтверждения: самолет начал движение за 2,8 км до конца полосы, тогда как Як-42 для взлета достаточно на километр меньше.

Сейчас наиболее вероятной представляется версия о сочетании сразу нескольких факторов. Первый из них, по словам собеседника «НИ», – это внезапно возникшая неисправность самолета, которая «осложнила нормальный разбег». Что именно сломалось в Як-42, станет известно после исследования его обломков. Но уже ясно, что неисправность не была фатальной. В таких случаях диспетчер обязан «блокировать» взлет, а экипаж – начать экстренное торможение. В зависимости от скорости самолета и мастерства экипажа такое торможение обычно приводит как к поломке воздушного судна, так и к его разрушению, после чего самолет уже восстановлению не подлежит. Однако жертв удалось бы избежать.

Но взлет не заблокировали. Настоял ли на продолжении разбега командир корабля или решающее слово было за диспетчером, станет известно после рассекречивания данных речевого самописца. Собеседник «НИ» говорит, что персонал аэропорта находился в стрессовом состоянии – на следующий день в Ярославле ожидали самолеты Дмитрия Медведева и других высоких гостей Мирового политического форума. Прерывать полет Як-42 не стали именно поэтому: авария на взлетной полосе перед прилетом «важных» бортов была крайне нежелательна. Летчики, очевидно, осознавали, что не смогут совершить экстренное торможение без поломки самолета. По словам источника «НИ», действиям в «особенных» ситуациях экипаж самолета был «недостаточно обучен».

"