Posted 14 июля 2011,, 20:00

Published 14 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

На длинной дистанции

На длинной дистанции

14 июля 2011, 20:00
Получение специального бизнес-образования в нашей стране постепенно становится хорошим тоном для любого уважающего себя предпринимателя. Однако далеко не всем занятым людям хватает времени, а то и средств, чтобы пройти полный очный курс МВА. Альтернативой традиционным занятиям постепенно становятся дистанционные програ

Особую популярность дистанционные программы приобрели в кризис, когда корпоративные клиенты, не желающие отказываться от подобных курсов повышения квалификации для своих сотрудников, все же искали способ на них сэкономить, а уволенные менеджеры в массовом порядке принялись повышать свою ценность на рынке труда, получая дополнительные навыки по более доступной цене.

Удобный формат

Несмотря на то что дистанционное бизнес-образование предполагает занятия под виртуальным контролем куратора, эксперты утверждают, что путать его с e-learning (онлайн-уроками в чистом виде) все же не стоит. Правильно организованное удаленное обучение, бьющее все рекорды популярности в Великобритании и США, подразумевает регулярные очные встречи по выходным дням или выездные семинары, поэтому школы, предлагающие такую услугу, настаивают на определении «смешанного формата». Именно поэтому, по словам ректора МИМ ЛИНК Сергея Щенникова, самым эффективным направлением использования дистанционных технологий на программах МВА считается модель смешанного обучения (blended learning), предлагающая современные идеи управления знаниями, которая была разработана в Открытом университете Великобритании.

Что же касается диапазона дисциплин, доступных для онлайн-студентов, то, по словам директора МВА Start Московской бизнес-школы Татьяны Астаховой, на сегодняшний день можно выбирать порядка из двадцати отраслевых и функциональных специальностей. Однако эксперты предупреждают, что наличие того или иного курса еще не говорит о его эффективности. К примеру, тонкости переговорного процесса или основы маркетинга все же лучше изучать под непосредственным руководством преподавателя, отрабатывая и закрепляя знания на тренингах с одногруппниками. А вот более «сухие» специальности, вроде логистики, планирования или финансов, вполне можно постигать и самостоятельно, в тиши собственного рабочего кабинета.

Экономия времени и средств – это, пожалуй, первая причина, по которой студенты, решившие получить бизнес-образование, выбирают именно дистанционные программы. И это неудивительно: по словам г-на Щенникова, стоимость такого обучения в течение года дешевле очного в среднем на 35%. «Благодаря дистанционной технологии, – поясняет специалист, – у бизнес-школы меньше затрат на оплату очной работы преподавателей, на учебные материалы, которые можно получить в электронном виде, на аренду помещений, которые, по сути, нужны только в выходные дни, а также на административно-хозяйственную часть». В итоге прохождение двухгодичного курса в среднем будет стоить 200 тыс. рублей, в то время как традиционные занятия обошлись бы как минимум в 400–500 тысяч.

Сам себе хозяин
График занятий целиком и полностью зависит от пожеланий самого студента. Более того, как утверждают преподаватели, слушатель подобных программ может не только планировать время лекций, но и определять скорость прохождения материала, ну и, разумеется, выбирать место обучения – будь то офис в обеденный перерыв, собственная квартира или скамейка в парке.

При этом дистанционное обучение вовсе не означает, что слушатели будут предоставлены сами себе: за каждым из них закрепляется преподаватель-куратор, который отслеживает успехи своего подопечного, направляет его занятия и разъясняет непонятный материал. «Дистанционная компонента состоит из самостоятельной работы с особыми учебниками, которые содержат основные концепции менеджмента, описание контекста, в котором их уместно использовать, и еженедельные задания для первичной практики использования полученных знаний, – поясняет «НИ» г-н Щенников. – Выполненные задания ежедневно обсуждаются в интернет-конференции в кругу других студентов и наставника, который комментирует понимание изученного материала. Особой частью учебного процесса являются письменные задания, которые студенты выполняют один раз в два месяца. В этих заданиях студенты анализируют свои управленческие проблемы, применяя изученную теорию, и дают себе рекомендации, как изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Как правило, подобные письменные задания являются планом к реальным действиям на рабочих местах. В результате знания начинают применяться уже после первых занятий, и 80% учащихся, согласно нашим опросам, окупают свои вложения уже после полугода обучения».

Дистанционное образование, как и его более традиционный аналог, рассчитано в среднем на два года. При этом, по словам г-жи Астаховой, это довольно гибкая система, позволяющая увеличить срок обучения без ущерба для качества за счет перевода «опаздывающих» из группы в группу. При этом по окончании курса онлайн-студенты получают точно такие же свидетельства, как и их коллеги-очники, а именно государственный диплом о дополнительном образовании, удостоверяющий присвоение квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».

Ложка дегтя

Впрочем, какими бы удобными ни были дистанционные программы, у них есть и свои недостатки. В первую очередь, несмотря на то что в нашей стране они существуют уже не первый год, отношение к ним бизнес-сообщества довольно неоднозначное хотя бы потому, что соответствующие стандарты установились еще не до конца. Поэтому далеко не все учебные заведения, специализирующиеся на подобном образовании, стремятся включить их в свой учебный план. Кроме того, любое самообразование даже в такой форме требует огромной силы воли и организованности, поэтому качество знаний некоторых заочных студентов иногда не соответствует их дипломам. Разумеется, преподаватели, ведущие эти курсы, по максимуму стараются мотивировать и поддерживать своих студентов, однако, находясь порой за тысячи километров от своих подопечных, им далеко не всегда удается должным образом проконтролировать учебный процесс и оперативно разрешить возможные затруднения. В итоге некоторые слушатели теряют энтузиазм задолго до прохождения финишной черты и так и не заканчивают программу.

Вызывает тревогу преподавателей и то, что при заочном обучении теряется одна из главных особенностей программ МВА, а именно активный обмен опытом, всевозможные тренинги и деловые игры, которые учат студентов работать в команде и совместно генерировать идеи, что просто незаменимо при решении реальных бизнес-задач.

И, наконец, успешному прохождению электронных курсов препятствуют всевозможные технические трудности и перебои с Интернетом, по-прежнему актуальные для большинства регионов России.

Пользователи Facebook смогут бесплатно пройти курс МВА

Одна из самых влиятельных Лондонских школ бизнеса и финансов совместно с популярной Facebook запускают беспрецедентный проект, с помощью которого пользователи социальной сети смогут получить бесплатный доступ к материалам магистрской программы по бизнес-администрированию (МВА). Загрузив на компьютер специальное приложение, любой желающий сможет прослушивать лекции, участвовать в обсуждениях и даже общаться с топ-менеджерами ведущих компаний мира. Создатели проекта надеются, что за год к нему присоединятся не менее 500 тыс. человек в разных странах планеты. По их словам, главная задача этой инициативы – предоставить людям возможность прослушать полный курс и уж затем решить, имеет ли им смысл платить за получение диплома. И это вполне разумно, если учесть, что, как показывает статистика, до финальных экзаменов доходит только каждый четвертый слушатель традиционных курсов: отрыв от работы на длительный срок по-прежнему остается главным препятствием к получению МВА. Поэтому, выйдя в Интернет, представители школы надеются сделать получение степени более удобной и гибкой, полагая, что их потенциальные клиенты уже готовы учиться в режиме онлайн.


Кто на новенького

Смена работы на более престижную и высокооплачиваемую – пожалуй, один из главных мотивов, который движет амбициозными менеджерами, готовыми вновь сесть за парты в расчете на получение степени МВА. И действительно, как утверждают представители бизнес-школ, уже в процессе обучения порядка 30% студентов умудряются сменить работодателя. Этому способствует как изначальная целеустремленность слушателей, подкрепленная полученными знаниями, так и новые полезные знакомства среди одногруппников, работающих в различных финансовых структурах.
Причем зачастую второй компонент, а вовсе не повышение своей квалификации, для многих карьеристов становится основной причиной обращения в бизнес-школу. И это вполне оправданно, если учесть, сколько успешных проектов родилось именно в процессе обучения и сколько студентов устроились на работу благодаря совместному посещению курилки в перерывах между лекциями.
Впрочем, новыми связями можно обрасти и на специальных конференциях и семинарах, которые регулярно устраиваются учебными заведениями для поддержания контактов между учениками. Такие «круглые столы» полезны и для самих преподавателей, получающих возможность пообщаться с представителями реального бизнеса в лице своих выпускников, чтобы потом на лекциях приводить в пример их истории успеха.
Однако даже тем, кто не проявлял особую активность на семинарах и тренингах, все равно не избежать внимания хедхантеров, которые вовсю охотятся на свежеиспеченных обладателей степени МВА. К ним сразу после выпуска, как правило, поступает несколько предложений о смене работы разной степени заманчивости.

"